Поздно ночью на 11 февраля в Берлине закончилась встреча советников президентов стран Нормандского формата. За круглым столом встретились замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак, глава офиса президента Украины Андрей Ермак, политический директор министерства иностранных дел, советник канцлера Германии Йенс Плетнер и дипломатический советник президента Франции Эммануэль Бонн. Встреча продолжалась больше 9 часов.

Настроение сторонам, кроме задачи, поставленной их президентами — признать минские соглашения в собственной интерпретации, портил еще один факт: Ермак только что переболел ковидом и … выздоровел за 2 недели. Значит, он мог быть еще заразным, и это добавило саммиту особую вирусную перчинку. Однако визитопад прошлых дней принес советникам президентов России, Германии, Франции и Украины команду на действие, и они были вынуждены эмулировать переговоры в отведенном им интервале возможностей.

Как обычно, разговор был ни о чем. Главные условия Украины – Россия сторона конфликта, никаких изменений в Конституцию по особому статусу, ни слова с представителями Донбасса остались неизменными. Риторика российской стороны ушла в песок, хотя, по мнению российской стороны, «любая констатация наличия разногласий по интерпретации ключевых положений минских соглашений в «нормандском формате» имеет отрицательную, разрушительную роль, разрушительный эффект для переговоров в контактной группе». Именно несогласование разногласий позволило радостному Андрею Ермаку на брифинге после встречи сообщить: «Мы продолжим работать, и я думаю, что скоро встретимся снова. Украинская сторона настроена на конструктивный диалог. Все подтвердили то, что у нас есть Минские соглашения и их надо выполнять». Оценка Дмитрия Козака была жестче: «Сегодня, к сожалению, ситуация патовая. Я уверен, что единственный международный эффективный механизм, который может содействовать урегулированию конфликта, это «нормандский формат». Необходимо, чтобы коллеги сконцентрировались и сформулировали конкретные идеи, каким образом можно завершить этот конфликт».

По мнению замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака, «мячик недоговоренностей» остается на украинской стороне, так как формально Россия все согласовала со своими западными партнерами. «На словах у нас и с Германией, и с Францией было единое понимание, каким образом должны продвигаться вопросы в политической сфере, однако позиция Украины непреклонная. Отказались в этом документе — проекте заявления, который был предложен для рассмотрения, — даже цитировать минские соглашения о том, что вопросы будущего постконфликтного статуса этих территорий должны решаться в консультациях и обсуждениях с представителями отдельных районов <Донбасса>. Это ключевое разногласие, которое Украина отказалась согласовать», — подчеркнул Козак. Его надежды на партнеров, с главами которых были достигнуты определенные договоренности, не оправдались по вине украинской стороны, позиция Германии и Франции почти не сказалось на позиции Украины: «Как мне показалось, на позиции Украины эта параллельная дипломатия практически не отразилась, судя по той позиции, которую они занимали сегодня на переговорах». Как с этим бороться – только «инновационным цифровым способом»: «Украина взяла молчаливую паузу, чтобы подумать. Мы с Германией и Францией будем мониторить, и если будут практические шаги по продвижению переговорного процесса в соответствии с комплексом мер и будут выявлены какие-то разногласия между представителями Донбасса и представителями правительства Украины, которые требуют нашего рассмотрения, мы готовы вмешаться и оказать содействие для того, чтобы стороны конфликта договорились по этим разногласиям».

Андрей Ермак, в свою очередь считает, что «в остальном все хорошо» и радостно рапортует на брифинге об очередной «дипломатической победе» Украины. При этом он констатировал, что «желание прийти к согласованию есть, но произошло то, что произошло». «Мы готовы говорить 24 часа, чтобы достичь желаемого результата, — уточнил глава офиса Зеленского, — А результат для Украины — это прекращение войны и возврат наших территорий».

Такая жесткая позиция Украины невозможна без согласования с ее главными партнерами «по войне» — США и Британией. При этом позиция старой континентальной Европы все больше склоняется на сторону России, так как найти адекватного компромисса с администрациями Байдена и Джонсона не получается. Ослабление суверенных Франции и Германии через военный конфликт в центре Европы очевидно выгоден глобалистам-неоконам, находящимся у власти в англо-саксонских странах. Для будущего позиционирования Макрона и Шольца большое значение имеет визит в РФ неадекватной главы МО Британии Тесс, которая как одна из пяти высокопоставленных и допущенных чинов имеет «ключ на старт» британских ядерных ракет. После ее визита в Москву, в кулуарах европравительств резко стал вопрос о необходимости «денуклиаризации» Великобритании.

Пока же обстановка продолжает нагнетаться. И заявление Сергея Нарышкина о слете на Украину «серых гусей» — международных наемников, которые клювами чуют «кровавые деньги», и слова Сергея Лаврова, про возможность будущей эвакуации части сотрудников российских диппредставительств, не добавляют оптимизма. Ведь пессимист, это хорошо информированный оптимист.

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»