ФОТО: СЕРГЕЙ ВЕДЯШКИН / АГН «МОСКВА»

«Ёлочка, гори!» – этими словами на детских утренниках Дед Мороз со Снегурочкой традиционно завершают представление, это кульминация и самое ожидаемое маленькими зрителями событие. Мало кто помнит, что новогодние ёлки пережили тяжёлые времена, оказавшись в эпицентре идеологической борьбы.

Немецкий захватчик

Как известно, традицию наряжать ёлки игрушками к Новому году и Рождеству принёс в Россию Пётр I, насмотревшись европейских обычаев. И примерно сотню последующих лет именно так они и воспринимались обывателями: как нечто инородное. Постепенно традиция стала приживаться. Но окончательно вписались ёлочки в новогодние интерьеры лишь к концу XIX века. К тому моменту люди стали забывать, что обычай этот – не родной.

Первые серьёзные проблемы у новогодних красавиц начались в Первую мировую войну, когда ультрапатриоты стали требовать отказаться от всего, связанного с немцами (помните переименование Санкт-Петербурга в Петроград?) Вот и ёлкам тоже припомнили «нерусское прошлое». Но вскоре появились проблемы серьёзнее.

Враг безбожников

Настоящая беда пришла вместе с большевиками. Молодая советская власть несколько лет не обращала на новогодний «пережиток буржуазии» особого внимания, но однажды заметила непорядок – и связала его не только с аристократами, украшавшими ёлками свои залы, но и с религией. Для начала Рождеству решено было противопоставить «комсомольские святки». Комсомольцы-активисты устроили акцию: 25 декабря 1922 года они организовали в крупных городах шествия в костюмах буржуев, кулаков и священников, читая нараспев стихи про «гадкий буржуазный праздник». Делали поквартирный обход, энергично вели агитацию. Масштаб мероприятия, по некоторым данным, напугал даже светоча революции Владимира Ленина, обозвавшего его «озорством». Но массированная антиёлочная кампания в СМИ только набирала обороты. В разных губерниях издавались материалы с планами антирождественских мероприятий.

Правда, получилось не особо результативно. В 1928 году деятельность «Союза безбожников», активнее всего проводившего антирождественские мероприятия, была признана неэффективной.

Жизнь в подполье

В 1929 году 25 декабря, когда, по старому стилю, праздновалось Рождество, перестало быть нерабочим днём. Планировалось, что с этим праздником изживут себя и новогодние ёлки, которые теперь назывались «поповским обычаем». Даже детские писатели ополчились на вечнозелёных красавиц, высмеивая в своих книжках детей, мечтающих о ёлках. Там же ёлки называли «религиозным ядом».

Декабрьскими вечерами по улицам ходили патрули, высматривающие в окнах мерцание новогодних ёлок. Общественникам вновь был поручен поквартирный обход – на этот раз с целью выявить нарушителей.

Альтернативой новогодним утренникам в школах и детских садах стали «антирождественские вечера», на которых разыгрывались сценки и пелись песни, высмеивающие священников, церковь и новогодние ёлки. Пресса усилила агитацию. Альтернатива выглядела даже по-своему экологической – подвергая критике «буржуазные традиции», журналисты говорили о сохранении леса и необходимости отказа от вырубки деревьев.

Это было время подпольных новогодних ёлок. Их проносили в дома тайно, по частям, подкупив дворников, и собирали дома, как конструктор, прикрепляя к стволам отрубленные ветви.

елка

ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ / АГН «МОСКВА»

Триумфальное возвращение

«Ёлочная оттепель» наступила ещё при Сталине, которого, по официальной версии, уговорил вернуть в дома праздник кандидат в члены Политбюро Павел Постышев. В 1935 году он якобы напомнил Кобе, как дети бедняков с завистью заглядывали в окна домов буржуев, где горели огнями новогодние ёлки. А у нас, в Советском Союзе, эта радость может быть доступна каждому.

И глава государства на удивление быстро согласился с ним. В Москве и Ленинграде вновь открылись ёлочные базары. Новогодние ёлки не просто разрешили – их сделали обязательными на мероприятиях во всех учебных учреждениях для детей. Появилась знаменитая картина с Владимиром Лениным, который водит с малышами хоровод вокруг ёлки. В разных вариантах её переписывали многие художники-соцреалисты. Даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, как известно, детям старались устраивать праздники с Дедом Морозом, Снегурочкой и, конечно, новогодней ёлкой.

Так, пережив годы политических репрессий, гонений, подполья, ёлочки вернулись в русские дома как неотъемлемый атрибут новогоднего и, разумеется, рождественского интерьера.

АНАСТАСИЯ АНТОНОВА