ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ / АГН «МОСКВА»

«Кому война, кому мать родна», гласит известная русская народная поговорка. Вполне применима она и к банковскому сектору России. Если у всех вокруг кризис, то у банков – рекордная чистая прибыль, получаемая за счёт грабежа собственного населения. Реальные доходы граждан не восстановились до уровня 2013 года, но денежно-кредитные организации выколачивают из людей столько, что цифры попросту страшно произносить. А самое плохое в том, что полученную прибыль банкиры не оставляют внутри страны, а выводят в иностранные офшоры.

Бюджет отдыхает

Для российских банков 2021 год стал необычайно урожайным. Согласно последним опубликованным статистическим данным, чистая прибыль денежно-кредитных организаций нашей страны составила 151 миллиард рублей – это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого пандемийного года. Число прибыльных банков составило 234. На системно значимые кредитные организации, а их в России всего 13 штук, пришлось более 85% прибыли, а также 77% всех активов отечественного банковского сектора.

Увеличение чистой прибыли банков – совсем не то, чем может гордиться русская экономика. Рост доходов толстосумов происходит из-за того, что они выколачивают средства из закредитованного населения. Ранее Центральный банк фиксировал абсолютный рекорд уровня долговой нагрузки граждан России – по прошлым данным на 1 июля 2021 года задолженность населения перед банками составила почти 24 триллиона рублей. Для сравнения: доходы федерального бюджета за прошлый год – 18,7 триллиона рублей, то есть на 22% меньше.

Паразиты на больном теле русской экономики

Кому сказать спасибо за всю эту ситуацию, очевидно – главному финансовому регулятору во главе с Эльвирой Набиуллиной. Её стратегия постоянного повышения ключевой ставки и отказа даже от ограниченной целевой эмиссии («во избежание инфляции») бьёт по реальным доходам населения, по мелкому и среднему предпринимательству. Кредиты становятся дороже, а выплачивать их нужно, иначе, как говорится в известном фильме, «отключат газ».

12 мая 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин выступал в Государственной думе. Его речь была своеобразным посланием целым отраслям экономики, крупному бизнесу. Увы, многие слова главы кабмина расслышать не захотели. Глава правительства резко осадил компании, выводящие денежные средства за рубеж.

Что касается отраслей, на первом месте ТЭК (топливно-энергетический комплекс – прим. авт.) – это примерно 27% всех дивидендов, роялти и процентов, на втором месте – это металлургия, на третьем месте банки. Это примерно, если говорить об общем объёме. Потом ретейл, логистика и другие отрасли,

– рассказал Михаил Мишустин.

В качестве «основного заслона» на пути тех, кто занимается подобным непотребством, руководитель кабмина назвал пересмотр многочисленных соглашений с различными государствами об избежании двойного налогообложения, а именно: с Кипром, Мальтой, Люксембургом, Нидерландами (с последними его в принципе денонсировали). Это, конечно, очень хорошо, хотя министр финансов Антон Силуанов сделал всё, чтобы саботировать поручение Михаила Владимировича, однако недостаточно. Нужны гораздо более жёсткие меры.

Что с того?

Во-первых, давно назрела необходимость ввести универсальный налог на вывод капитала. Сейчас он составляет 15%, его необходимо поднять как минимум до 50%. Стараниями экс-министра финансов Алексея Кудрина в 2006 году ограничения на движение капиталов внутри и вне России вообще были практически отменены. И этим фактом Алексей Леонидович почему-то привык кичиться.

Я мечтал, когда станет полноценным конвертируемый рубль, которого никто не будет бояться, и все забудут слово «деревянный». Вот это произошло, у этого даже есть дата. Но мало кто это ощущает, потому что это скорее специалисты знают. Это 1 июля 2006 года, когда мы сняли ограничения на движение капитала внутри России и вне,

– рассказал нынешний глава Счётной палаты.

Во-вторых, банковский сектор должен быть максимально национализирован. Банки – это не ателье по пошиву одежды и не IT-компании, а финансовая инфраструктура, которая имеет стратегическое значение. Поэтому государству следует взять её под контроль.

Уже эти два шага приблизят нас к тому, чтобы превратить банковский сектор не в паразита и вредителя, а в реальный драйвер экономического роста России и подъёма уровня благосостояния русских людей.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ