ФОТО: ILIA ULIANOV / SHUTTERSTOCK

Регулярно русские автомобилисты, заезжая на автозаправочные станции, возмущаются постоянным, непрекращающимся ростом цен на бензин. Однако мало кто подозревает, что они могли быть гораздо выше, если бы правительство не сдерживало с помощью своего инструментария ретивых топливных магнатов. Использование Министерством энергетики механизма демпфера позволяет не допускать роста расценок в среднем на 15 рублей за литр. Однако топливо в нашей стране всё равно остаётся весьма дорогим, что ставит барьеры на пути экономического роста.

Министр энергетики России Николай Шульгинов заявил о том, что стоимость бензина в нашей стране, несмотря на постоянный рост, является заниженной. Без использования механизма так называемого демпфера цена была бы в среднем на 15 рублей больше. При этом, по словам министра, такой механизм постоянно критикуется производителями бензина и представителями розничной торговли, однако без него обойтись нельзя. В противном случае цены для русского потребителя будут попросту неприемлемыми.

Неоднозначный демпфер

Для тех, кто не в курсе, поясним: демпфер – это один из ключевых правительственных инструментов регулирования внутреннего топливного рынка. Он заключается в покрытии за счёт федерального бюджета разницы между внутренней оптовой ценой и экспортными расценками на чёрное золото. Введение демпфера было вызвано стремлением добиться того, чтобы при высоких экспортных ценах (как сейчас) нефтяные компании отпускали топливо для внутреннего потребления по приемлемой стоимости. Царьград объяснял, почему толстосумы недовольны низкими ценами на бензин.

Демпфер появился параллельно с налоговым манёвром в нефтяной отрасли, который задумал Минфин несколько лет назад. Идея ведомства Силуанова заключается в том, что к 2024 году экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут полностью обнулены при одновременном росте НДПИ. В Минфине никто толком не объяснил, зачем жертвовать протекционистским механизмом (экспортной пошлиной), эффективно защищающей внутренний рынок от скачков цен на топливо. Наиболее популярной версией было то, что повышение НДПИ может принести в бюджет куда больше финансовых ресурсов, чем экспортная пошлина. Однако цифры опровергают этот аргумент.

Например, в 2018 году при средней цене на нефть марки Urals в $70 федеральный бюджет получил 7,43 трлн дохода. По итогам 2019 года эта цифра с вычетом обратных акцизов и демпфера составила 6,431 трлн рублей (минус 13,4%), при том что цена на нефть снизилась всего лишь на 9% до $63,59. Поэтому объяснить истинный смысл налогового манёвра трудно.

Для того чтобы сдержать цены, правительство увеличивает объём возврата средств производителям, продающим топливо на внутреннем рынке. Так, с 1 мая компенсации нефтяникам выросли с 40 до 60 млрд рублей.

Олигархи услышали окрик правительства

Между тем на бирже цена топлива вновь обновила исторический рекорд. Например, летний дизель подорожал примерно до 53,58 тысячи рублей за тонну, межсезонный дизель – до 54,62 тысячи рублей за тонну. Несколько снизилась стоимость авиакеросина, однако это не значит, что ситуация в этой важнейшей отрасли является стабильной: на днях биржа фиксировала рекордную цену и этого вида топлива. Нетрудно представить себе, как это отразится на себестоимости гражданских авиаперевозок. Если дело так пойдёт и дальше, правительство может вернуться к теме введения эмбарго на экспорт бензина.

В интервью, которое Шульгинов дал «Ъ», глава Минэнерго объяснил, почему в августе, когда цена росла как на дрожжах, кабмин всё-таки отказался от полного запрета на вывоз топлива за рубеж. Дело в том, что топливные магнаты услышали «последнее китайское предупреждение» (телеканал Царьград писал о нём ранее) и сократили экспорт, отдав предпочтение русскому рынку.

Механизм эмбарго (полного или частичного по квотам), вне всяких сомнений, способен защитить внутренний рынок. Он показал себя эффективно в отрасли АПК, когда правительство ввело временные квоты на вывоз зерна. В результате за последние 12 месяцев цена на пшеницу на внутреннем рынке выросла на 10%, при том что мировая стоимость товара поднялась на 25%.

Однако запрет на вывоз продукции – последняя экстренная мера, которая применяется только тогда, когда ситуация близка к критической. Конечно, до подобного доводить не следует. Но инструментарий Министерства энергетики является слишком ограниченным, ведь за фискальную нагрузку отвечает Минфин, который принял решение об обнулении экспортных пошлин.

Что с того?

Стоимость топлива в России не занижена, а, напротив, завышена. Дело в том, что здесь, так же как и в случае с транспортом, медициной, образованием и иными системообразующими сферами, наблюдается непонимание сути того, что же такое энергетика. Это своеобразная инфраструктура. И бензин или дизель, грубо говоря, точно такая же инфраструктура, как и мосты, федеральные автомобильные трассы, больницы. Она выполняет и экономическую, и социальную функции.

Топливо не должно приносить баснословные доходы, поскольку в таком случае оно станет гирей на ногах экономического роста. Чем ниже расценки на топливо, тем выше эффективность нашей промышленности, логистики, сельского хозяйства. Дешёвый бензин или дизель – это снижение себестоимости отечественной продукции. В свою очередь это стимулирует появление новых предприятий и снижает реальные расходы населения.

Россия обладает богатейшими природными ресурсами и поступательно развивающейся нефтеперерабатывающей промышленностью. Это огромное конкурентное преимущество на мировой арене, и его необходимо использовать, а не выколачивать с помощью повышения цен сиюминутную прибыль для топливных олигархов.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ