ФОТО: SIMON BELCHER / GLOBALLOOKPRESS

Британская – точнее, давно уже транснациональная компания BP опубликовала отчётность за первые три квартала 2021 года.

Казалось бы, что тут нам – ну иностранцы, ну нефтяники, своих проблем хватает. Но дело в том, что проблемы британских и российских нефтедобывающих компаний теснейшим образом переплетены. Ибо BP является крупным акционером крупнейшего налогоплательщика России – компании «Роснефть». Бывшей British Petroleum принадлежит 19,75% «Роснефти».

И эти инвестиции работают. Более того, в третьем квартале этого года только эти инвестиции и сработали.

Быть акционером «Роснефти» в наше время вообще выгодно: компания платит рекордные дивиденды, и прибыль BP от акций «Роснефти» за девять месяцев оценивается в 1,9 миллиарда долларов – 35% от общей прибыли BP. Более того, в третьем квартале британцы потеряли 2,5 млрд долларов, и эта сумма была бы на 868 млн (прибыль от участия в российской компании) больше, если бы не вложения в «Роснефть». Всё остальное разнообразное хозяйство BP даже в период высоких цен на нефть приносит больше головной боли, чем реальных денег.

Деньги, понятно, появляются не из воздуха – а, напротив, из-под земли, от реализации нефти и нефтепродуктов. С начала года BP добыла 3,27 млн баррелей нефтяного эквивалента, при этом 1,1 млн из них – это как раз доля BP от трудов «Роснефти». Несложно посчитать, что участие «Роснефти» в выручке BP несколько больше, чем в добыче, – то есть русский баррель выгоднее зарубежного.

eleonimages / Shutterstock.com

ФОТО: ELEONIMAGES / SHUTTERSTOCK

Есть в отчётности BP и минорная нотка: в третьем квартале капитальные затраты уменьшились на 20%, до 2,9 млрд долларов. Это, конечно, может быть хорошо, но Царьград ранее указывал, что прекращение инвестиций в собственную добычу грозит западным компаниям быстрым исчерпанием имеющихся резервов – после чего Россия, сама того не желая, окажется безусловным мировым лидером по запасам и поставкам ископаемого горючего.

И в какой-то момент акции «Роснефти» могут оказаться главным, а то и единственным активом британского мейджора. И в Великобритании эту угрозу прекрасно осознают.

Неслучайно на Евразийском экономическом форуме в Вероне глава ВР Бернард Луни заявил, что очень ценит инвестицию в «Роснефть» и ни за какие деньги не готов с ней расстаться:

Это замечательное партнёрство, и мы очень ему преданы.

Сотрудничество «Роснефти» и BP – не простое участие в капитале (купил акции, получаю дивиденды), а полноценное взаимодействие двух равных партнёров, компаний с примерно равной капитализацией. Стороны активно обмениваются идеями и технологиями, открывают и развивают совместные проекты, в общем – демонстрируют миру пример самой позитивной и взаимовыгодной работы на фоне нелепого, никому не нужного санкционного режима.

Компании совместно контролируют три предприятия в России. OOO «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» разрабатывает Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии. OOO «Ермак Нефтегаз», сообразно со своим названием, ведёт разведку – правда, в отличие от казака XVI века, геологическую. А «Харампурнефтегаз» (ЯНАО) намерен добывать нефть на зрелых месторождениях и, главное, осваивать местные газовые залежи.

Сотрудничество всегда выгоднее противостояния, и свежая отчётность BP убедительно это доказывает.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ