Для многих белорусов день 3 июля – День независимости – за долгие годы стал подлинным праздником единения и семейным торжеством. Это событие не разделяет, а объединяет, поскольку освобождение Минска от немецко-фашистских захватчиков было частью операции «Багратион», спасшей Белоруссию от полного уничтожения.

Традиционно праздник отмечают с народными гуляниями и салютом, а также с мероприятиями, напоминающими о его военном характере. Практически всегда люди могут попробовать «солдатскую кашу», пострелять в тире или посмотреть выступления народных коллективов.

3 июля 2021 года в Минске все прошло достаточно традиционно, хотя и без парада. Минчане имели возможность посетить выставки военной техники, ярмарку и праздничный концерт. Кроме того, порадовал зрелищный салют, заметный сразу во многих местах города.

Фото Салют. Праздничный салют 3 июля 2021 года

Победа в Великой Отечественной войне священна для любого здравомыслящего человека, хотя бы отдалённо знакомого с идеологией нацизма. Любителям альтернативной истории обязательно нужно посетить места бывших гетто и концлагерей, чтобы почувствовать ужас тех людей, которых там уничтожали. Это существенно влияет на восприятие событий тех дней.

До 1996 года День независимости праздновался 27 июня в день принятия Декларации о суверенитете в 1990-м году. Для многих это служило напоминанием о разделении единой страны и крахе идеи единства. Именно по этой причине новым президентом Лукашенко, взявшим курс на интеграцию с Россией, был предложен референдум по вопросу о перенесении даты праздника на 3 июля – день освобождения столицы Белорусской ССР. Инициатива власти была поддержана 88,18 процентами жителей страны – подавляющим большинством.

Перенос праздника удачно совпал с изменением внешней и внутренней политики в Белоруссии после 1994 года. В Союзном государстве стали уместны те праздники, которые свидетельствовали бы о единстве белорусов и россиян, а не разделяли их. Освобождение Минска в этом смысле – наиболее удачная концепция военного братства двух ветвей единого русского народа.

Сложно без грусти смотреть на военные фотографии тех лет, полные теплоты и искренней радости. В эти минуты осознаёшь, сколько всего было упущено после 1944 года. К сожалению, в очередной раз «ожил» призрак национализма, разрушающий прежние связи и призывающий к пересмотру истории. В свете этого особенно важно знать подробности тех событий, которые нас объединяют.

Жители Минска, освобожденного в ходе операции "Багратион", встречают бойцов Красной Армии.
Жители Минска, освобожденного в ходе операции «Багратион», встречают бойцов Красной армии.

Операция «Багратион», в ходе которой был отвоёван Минск, тщательно планировалась советским командованием.

Минск освобождался силами сразу четырех фронтов – 1-го, 2-го и 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского. Войска действовали чрезвычайно согласованно, что позволило добиться впечатляющих результатов.

Освобождать приходилось в буквальном смысле руины – город на 80 процентов был разрушен, большая часть его жителей была уничтожена или бежала. До войны в Минске жило очень много евреев, но к 1944 году от них не осталось и следа: немцы и их пособники планомерно занимались «окончательным решением еврейского вопроса». Остальным повезло ненамного больше – они также были заложниками оккупационной администрации, любой проступок перед которой карался смертной казнью. Вместе с тем даже в таких условиях в городе не прекращалась борьба подпольщиков.

31 мая 1944 года была издана директива Верховного командования, согласно которой Минск должен был быть освобождён не позднее 7-8 июля. Как оказалось, советские солдаты героическими усилиями этот план перевыполнили. Любопытно, что немцы также осознавали чрезвычайную важность удержания Белоруссии, поэтому назвали операцию по ее обороне «Фатерлянд» («Родина»).

Нацисты перебросили в город три пехотные и танковую дивизии вермахта, а также эсэсовские части. Впрочем, вряд ли эти войска отличались высокой стойкостью. Немцы в 1944 году были уже не те, что в 41-м. Лучшие их силы были перемолоты под Москвой, Сталинградом и Курском, солдаты предчувствовали грядущую катастрофу.

Непосредственно в захвате Минска со стороны Красной армии был задействован 2-й гвардейский танковый корпус, который поддерживался пехотой из 31-й стрелковой дивизии. Сражение за Минск не было долгим: сражение началось на рассвете, а к 10 часам утра основные бои были закончены. До конца дня происходила зачистка города от оставшихся гитлеровцев.

Немецкое командование не только потеряло город, но и угодило в котёл, из которого не смогло выбраться. 4-я армия Третьего рейха прекратила свое существование – основная часть её бойцов погибла, а около трети солдат сдались в плен.

Минск после освобождения от фашистских захватчиков
Минск после освобождения от фашистских захватчиков

Радость победы была омрачена состоянием освобождённого города. Его фактически нужно было восстанавливать заново. Когда сегодня некоторые туристы говорят о серости облика города и однообразии его улиц, то они забывают, что подобное «наследие» было оставлено нам «высокоцивилизованным» немецким народом.

Город не просто был разрушен, но и подожжён отступавшими немецкими войсками, которые не желали оставлять в Минске ничего целого. Как же это контрастирует с поведением наших войск в Германии, сохранивших старинный облик немецких городов!

16 июля Минск принимал свой первый парад – 30 тысяч партизан прошли мимо трибуны, где находились довоенный председатель исполкома Минского городского совета Константин Бударин и командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии Иван Черняховский.

3 октября 1944 года в Минске состоялся первый субботник, на который вышло более 33 тысяч человек. Любопытно, что пришёлся он не на субботу, как это раньше было принято, а на воскресенье. Последующие субботники также не оправдывали свое название.

Таким образом, город, несколько лет проведший в оккупации, начал возвращаться к нормальной жизни.

Сейчас ужасы послевоенного Минска уже основательно забылись. Это не удивительно – человеческая память стремится изжить негативные впечатления, чтобы исцелиться. Новые поколения, никогда не видевшие войны, имеют о ней весьма своеобразное представление.

Перенос празднования Дня независимости на 3 июля – это не просто политический жест, но и указание на то, что подлинную независимость мы обрели от нацистов, захвативших нашу страну в 1941 году.

Оппозиция предлагает вернуться к 27 июня, но это будет означать, что историческая концепция развития нашего государства изменится. Не изжив до конца национализм, мы не построим нормальное государство, в котором будет комфортно жить людям самых разных национальностей. Никогда не стоит забывать, что без общего участия всего советского народа освобождение Белоруссии никогда бы не состоялось. Следовательно, только его вклад в победу позволил нам жить здесь и сейчас

Аркадий ВЕРТЯЗИН