Тревожную статистику обнародовала Федеральная служба судебных приставов. Оказывается, в России более миллиона пенсионеров являются должниками по кредитам.

Занимают на еду и одежду

В базе данных судебных приставов находятся 1,3 млн пенсионеров: на людей в возрасте приходится 17%, то есть каждое шестое неоконченное исполнительное производство. Это так называемые «плохие долги» – кредиты, возврат которых сильно задерживается и даже считается маловероятным. Сначала банк пытается урегулировать конфликт с должником самостоятельно, затем обращается в суд и уже после вынесения судебного решения подключаются судебные приставы. Раньше всего исполнители приходят к ипотечным заёмщикам – взыскание возможно уже спустя 90 дней после появления просрочки. По автокредитам, как правило, в дверь стучатся спустя полгода, а взыскание потребительских займов может произойти через год-два после первой просрочки, поскольку такого рода долги, как правило, являются необеспеченными: с ними, по мнению приставов, «больше визгу и меньше шерсти». Адвокат Иван Миронов уверяет: на самом деле пенсионеров с просрочками по кредитам значительно больше, чем 1,3 млн человек, просто руки Фемиды дошли ещё не до всех.

В статистику ФССП попали только злостные неплательщики по кредитам, когда банковские организации утратили всякую надежду получить эти деньги назад вместе с процентами. На самом деле должников на порядок больше, хотя по ментальности пенсионер – это самый дисциплинированный человек, если он что-то взял, то обязан вернуть. Те пожилые люди, о которых идёт речь, находятся в крайне стеснённых жизненных обстоятельствах, да и сами кредиты зачастую берут на самое необходимое: еду и одежду.

Русские пенсионеры действительно редко покупают двенадцатый айфон или отдыхают за границей. Чаще всего это, действительно, жест отчаяния, а иногда вопрос жизни и смерти.

Пенсионер – лакомый кусочек

Пенсионер из Красноярска Закий Рахматуллин, или просто «дядя Саша», просил милостыню у одного из местных супермаркетов. Он набрал кредитов, чтобы оплатить лечение дочери от рака. Когда она умерла, жильё забрали кредиторы, а дядя Саша, по его признанию, каждый день «стоял и плакал» от того, как сложилась его жизнь. Впервые об одиноко стоящем у магазина дедушке рассказала на своей странице в Instagram неравнодушная жительница Красноярска. Весть быстро разлетелась по социальным сетям, позже о горе-заёмщике снял репортаж местный телеканал, и люди начали нести деньги – кто сколько может. В итоге удалось собрать больше миллиона рублей. Этих денег хватило на покупку жилплощади для дяди Саши и его жены.

Иван Миронов рассказывает, что случаи, когда пенсионеры из-за кредитов лишаются жилья, нередки.

У нас практически каждый пенсионер имеет какую-то жилплощадь, оформленную на него. Есть что взыскивать. Опять-таки, у нас каждый пенсионер имеет стабильный доход – пенсию. Какая-никакая, но всё равно копеечка падает – её тоже можно частично арестовать. Пенсионер – очень лакомый для банков кусочек.

Многие банки охотно кредитуют возрастных заёмщиков, предлагая им различные кредитные программы на «выгодных условиях». Условия действительно выгодные, только для кого? Ставки по кредитам действительно могут составлять даже 5%, если клиент переводит в банк свою пенсию. Но на самом деле не всё так просто. «Выгодные условия» дают под залог квартиры, земельного участка или другой недвижимости. Таким образом, взяв кредит в 100 тысяч рублей, можно лишиться многомиллионного жилья в том случае, если оно не единственное.

Кредит на кредит

Есть ещё одно условие, которое, как правило, является обязательным для заёмщика-пенсионера. В кредитный договор банки любят «зашивать» страховку, которая предполагает дополнительные траты. Об этом пункте клиенту в возрасте говорят не всегда, равно как и о рисках лишиться жилья или части пенсии. По данным Объединённого кредитного бюро за 2020 год, 3,5 млн пенсионеров имеют около 6 млн кредитов, то есть на одного заёмщика в возрасте в среднем приходится чуть менее двух кредитов. Многие должники с сединой на висках, взяв деньги в долг однажды, возвращаются в банк вновь, напоминает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев:

Многие берут кредиты не для улучшения своего жизненного уровня, а для погашения предыдущих долгов. У человека, имеющего на руках больше трёх кредитов, риск неплатежа вырастает на 15-20%, у обладателя более чем пяти кредитов – на 30%.

Всего, по данным бюро, российские пенсионеры задолжали банкирам 587 млрд рублей. Эти цифры вызывают беспокойство экспертного сообщества. Нам необходимо уменьшить число обращений стариков в банки за деньгами на самое необходимое – для этого, например, Партия пенсионеров России призвала правительство ввести для пенсионеров именные продовольственные сертификаты, а Фонд продовольствия «Русь» вместе с сетью «Магнит» разработал «Продовольственную карту» для малоимущих нескольких регионов России. Если такие программы будут приниматься и расширяться, есть надежда, что пенсионеры станут реже обращаться в банк за кредитами.