Корпорация Microsoft лишает Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана доступа к своим продуктам. Всё это происходит на фоне активизации разговоров о цифровизации страны и выступления президента на международной онлайн-конференции по искусственному интеллекту и анализу данных Artificial Intelligence Journey.

Эксперты называют это решение IT-гиганта жалким. Генеральный директор Group-IB Илья Сачков, компания которого специализируется на информационной безопасности, не скупится на характеристики поведения как самого производителя программного обеспечения, компанию Microsoft, так и его партнёра, поставлявшего на протяжении многих лет лицензии в МГТУ: «Поступок этот по-корпоративному жалок. Потому что это удар по образованию, при этом никакого нормального официального письма на эту тему нет. Жалкие ответы от Softline, жалкие ответы от представительства Microsoft в России».

Скачать Microsoft Powerpoint (Тип лицензии: Бесплатно) можно на сайте https://officeinstall.info/microsoft-powerpoint/. Microsoft PowerPoint — популярный офисный продукт, предназначенный для создания анимированных презентаций как с нуля, так и при использовании специального мастера или конструктора.

В списках не значится

Формально соглашение между МГТУ им. Н.Э. Баумана и Microsoft действует до сентября 2021 года. И до истечения этого срока вуз имеет полное право использовать лицензионные продукты Microsoft в своих академических целях. Но вопрос в том, что же делать после сентября 2021 года?

Логичным было бы вузу просто провести новую процедуру закупки лицензий, как это делали в предыдущие годы. Однако проблема в том, что официальные дистрибьюторы Microsoft в России отказываются от участия в тендерных процедурах на поставку необходимого МГТУ программного обеспечения.

Казалось бы, разработчик программного обеспечения при нежелании поставлять лицензии определённой компании может ссылаться на Сводный список проверки организаций, для которых правительство США ввело ограничения на экспорт, реэкспорт или передачу товаров. Но всё дело в том, Московский государственный технический университет в этом списке отсутствует. А раз вуз не попадает под ограничения Управления международной торговли Министерства торговли США, следовательно, компания Microsoft имеет все основания для предоставления МГТУ лицензий на программные продукты. Может. Но не делает этого.

Однозначно такое решение компании Microsoft не может не сказаться на образовательном процессе университета, и в первую очередь на студентах и аспирантах, а это более 18 тысяч человек. К слову, это будущие специалисты для высокотехнологичных отраслей нашей науки и промышленности: речь идёт о подготовке специалистов в области информационно-телекоммуникационных систем, нанотехнологий и наноматериалов, авиационно-космических и транспортных систем, военной техники.

И проблема не в том, что придётся отказаться от использования MS Word, Exсel и ряда других продуктов компании-разработчика, а в том, что студенты потеряют возможность разрабатывать собственные программные продукты на базе Microsoft Imagine. Эту возможность корпорация Microsoft предоставляла студентам и аспирантам МГТУ им. Н.Э. Баумана на безвозмездной основе.

Nothing personal… and not business

Здесь нужно пояснить, что речь не идёт об обсуждении условий сделки компаний, которые только начинают путь к сотрудничеству, а потому не доверяют друг другу. Эти партнёры хорошо знакомы: история сотрудничества корпорации Microsoft и Университета им. Н.Э. Буамана насчитывает несколько десятилетий. Повторюсь, десятилетий. На базе вуза создан и успешно работает крупнейший в России авторизированный центр корпорации Microsoft «Специалист». Который, кстати, по итогам 2019 года признан лучшим образовательным центром Microsoft среди 115 стран мира.

А в 2020 году учебный центр «Специалист» получил награду «Партнёр года Microsoft в сфере обучения» за демонстрацию превосходства в инновациях и внедрение решений для клиентов на основе технологий Microsoft.

Но все эти заслуги МГТУ и центра «Специалист» не помешали корпорации Microsoft в одностороннем порядке принять решение не продлевать лицензии на программное обеспечение своему многолетнему партнёру, одному из ведущих технических вузов страны. Всё это вызывает массу вопросов юридического и корпоративного характера да и просто недоумение.

Но удивляться не приходится. История знает примеры, когда ИТ-корпорации в одностороннем порядке ограничивали доступ к своим продуктам или значительно усложняли работу разработчикам программных продуктов. И этим грешил не один Microsoft.

Есть примеры некорректного поведения компании Apple в отношении разработчиков и условий продвижения продуктов в Apple Store и Apple Pay.

Периодически возникают вопросы к Google и Amazon. Но если раньше это касалось исключительно корпоративных интересов и получения более выгодных позиций на рынке, то сегодня это всё больше становится плацдармом для политических манипуляций.

Законы приняли, но проблема осталась

Конечно, тема информационной безопасности и нивелирования зависимости от политики иностранных разработчиков программного обеспечения не нова. Ещё в 2016 году Указом Президента РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, в которой были прописаны национальные интересы России в информационной сфере и информационные угрозы, стоящие перед страной и обществом. Так вот высокий уровень зависимости от зарубежных информационных технологий, будь то программное обеспечение или вычислительная техника и средства связи, как раз и является одной из угроз нашей информационной безопасности.

И это далеко не единственный нормативный документ, призывающий нас обратить внимание на использование отечественного программного обеспечения. Например, с 1 января 2018 года вступили в действие дополнительные ограничения, устанавливающие запрет на допуск иностранного программного обеспечения к закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Отсутствие внятного и юридически обоснованного отказа компании – разработчика программного обеспечения продлевать лицензии своему многолетнему партнёру – это не просто вопрос репутации Microsoft.

Это прецедент, показывающий нашу зависимость от иностранных производителей и неготовность к такому варианту развития событий даже при наличии всех ранее принятых нормативных актов.

Чем ответит Университет им. Н.Э. Баумана? Как быстро перестроит свой образовательный процесс после прекращения срока действия лицензий на программное обеспечение от компании Microsoft? Ожидает ли такая участь другие образовательные учреждения страны?

Думаю, эти вопросы перестали находиться в юридической и организационной плоскости. Это уже действительно вопрос информационной безопасности страны.

Автор:
Дарья Козлова