Не до жиру, быть бы живу. Сейчас эта старая поговорка лучше всего характеризует ситуацию на рынке труда. Работодатели рекордно урезают компенсационные пакеты для своих сотрудников. Больше всего от этого страдают те, кого отправили на удалёнку. И пока нанятые работники оплакивают утрату ДМС, специалисты отрасли предупреждают: сокращение льгот – это только первый звоночек. Впереди куда более масштабные потери.

Компенсационный пакет, как правило, состоит из таких «плюшек», как полис добровольного медицинского страхования (ДМС), оплата проезда, сотовой связи, обучения и повышения квалификации, абонемента в фитнес-зал, подарков ко дням рождения и профессиональным праздникам, ну и, конечно, корпоративов. Такого рода бонусами работодатели старались приманить и заполучить себе лучших специалистов на рынке. Но теперь такие пакеты сильно «похудели». Ковид, пандемия, падение выручки…

Больше всего пострадал компенсационный пакет сотрудников, выведенных на удалёнку в период пандемии, – рассказывает руководитель исследовательского центра Наталья Голованова. – Большинство корпоративных льгот им сегодня оплачивают реже, чем тем, кто ходит на работу, либо тем, кто дистанционно работал до коронавируса. 44% работодателей не предоставляют никаких дополнительных компенсационных предложений тем, кто трудится дома из-за ковида. В отношении тех сотрудников, которые до пандемии работали удалённо, так сегодня поступает 35% компаний. В отношении тех, кто ходит на работу – 25%.

Самое большое число бонусов по-прежнему сохраняется в сфере IT. Там идёт настоящая война за таланты. Охотники за головами прочёсывают рынок в поисках редких кадров и готовы предложить им не только высокий оклад, но и пакет щедрых бонусов от работодателя. Чуть уступают IT банковская сфера, маркетинг и реклама.

В последнее время становилось уже почти нормой наличие ДМС, – рассказывает независимый hr-эксперт Александр Сивогривов. – Наш рынок шёл в очень хорошем направлении – и обеление зарплат начало ощущаться, и ДМС. Если бы не пандемия, то ещё буквально два-три года и практически стопроцентный охват был бы. Не комильфо было бы, если бы какая-то компания не предоставляла бы вдруг ДМС. На рынке труда до пандемии возникал вихревой эффект, когда человек однажды поработал в компании, где есть ДМС, потом приходил в другую компанию, и там нет ДМС. И он тут же начинал чувствовать его нехватку. И компании вынуждены были или повышать уровень дохода ценного сотрудника, компенсируя отсутствие ДМС, либо делать ДМС.

Исключение из компенсационного пакета ДМС оказалось самым болезненным ударом для сотрудников. В период высокой заболеваемости коронавирусом многие хотят иметь медицинскую страховку, включающую и платные услуги, – компьютерную томографию, анализы, скрининг, но эта опция становится всё менее доступной.

«Снизилось, и это, наверное, самый болезненный пункт, число работодателей, которые обеспечивают своих сотрудников полисами ДМС, – уверяет руководитель исследовательского центра Наталья Голованова. – Если в 2018 году так поступали 20% компаний, то есть каждый пятый, то в этом году сотрудников, которые ходят на работу, страхуют 14% компаний, тех, кто работает из дома из-за карантина – 11%, тех, кто постоянно трудится дистанционно, лишь 5%».

Впрочем, «похудение» пакета льгот – это лишь вершина айсберга, уверяют специалисты. Под толщей воды скрываются куда более глобальные, глубинные проблемы, которые накрыли отечественный бизнес ещё во время первого локдауна. А сейчас ситуация продолжает усугубляться. И это грозит не только отказом в компенсации услуг сотовой связи, но и значительным урезанием зарплат – в основном премиальной части.

«Нас с ноября по февраль ожидает волна корпоративных и частных банкротств, – предупреждает управляющий партнёр компании по операционному управлению крупными промышленными, производственными предприятиями и сетями Дмитрий Потапенко. – Мы сейчас находимся на разогревочном этапе, потому что сейчас ноябрь только начался, и поэтому нам ещё есть куда стремиться с точки зрения разорения бизнеса. Будут отменяться не только компенсационные пакеты, но и другие блага. Это премиальная часть и прочее. Общий доход сотрудников будет падать день ото дня. По моим оценкам, он подвержен ещё срезанию не менее, чем на 30%».

Одна из самых пострадавших отраслей – фитнес. Первый локдаун оказался крайне сложным – с рынка ушли около 20% игроков. Остальные пока выживают, но это непросто, учитывая, что прибыль сократилась – сейчас в фитнес-центры ходит гораздо меньше людей, чем до пандемии, а операционные расходы бизнеса выросли.

«Естественно, мы получили, как максимально пострадавшая отрасль, субсидии, – рассказывает руководитель крупной сети фитнес-клубов Ольга Киселёва. – Но эти деньги абсолютно не покрывают расходы, которые необходимы на обеззараживание воздуха, на санитарную обработку, на масочный и перчаточный режимы, на ограничение количества людей на квадратный метр и уменьшение проходки».

Фитнес-индустрии не до бонусов сотрудникам. С выплатой зарплат и то возникают проблемы. Государство предлагает на эти цели брать нулевые кредиты, но подходит это далеко не всем. Нужно, во-первых, по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) подходить, во-вторых, в реестр малого и среднего предпринимательства попадать и в-третьих, взять на себя обязательства по сохранению штата сотрудников.

«Нулевой кредит – это обязательства по сохранению 90% численности сотрудников, – продолжает Ольга Киселёва. – Штат нужно сохранить для того, чтобы потом деньги можно было не возвращать. Это очень сложно в ситуации с фитнесом, особенно с небольшими клубами, потому что когда у вас 20 человек списочной численности, то каждый человек даёт разницу – у вас 90% или 88% сохранённой численности».

Мэрия Москвы ждёт возвращения к доковидной безработице в 2021 году. Для столицы нормальные показатели – это около полупроцента экономически активного населения. В регионах ситуация куда хуже. По данным Росстата, общероссийский уровень безработицы в сентябре составил 6,3%. Тут уже не до бонусов. Когда ситуация на рынке труда нормализуется, во многом зависит от распространения заболеваемости, а ещё больше – от решений властей. Второй локдаун означает смерть огромного количества малых и крупных компаний.

Автор:
Мария Иваткина