13 октября, на пленарном заседании 75-ой Генассамблеи ООН, Россия была избрана в Совет Организации Объединенных Наций по правам человека (СПЧ) на период последующих трех лет (2021 – 2023)

Обсуждению подверглись сомнительные пункты 30-страничного отчета, выпущенного группой западных НПО с целью дискредитации Российской Федерации, Китая, Саудовской Аравии и ряда других стран, которые, по мнению составителей, не имеют права осуществлять свою деятельность в рамках комиссии ООН из-за данных об их отношении к правам человека.

В отчете, опубликованном 5 октября Институтом прав человека и гуманитарного права им. Рауля Валленберга, отмечено, что «участие грубых и систематических нарушителей прав человека в деятельности СПЧ ООН противоречит уставу организации». Также указано, что в отношении Боливии, Кот-д’Ивуара, Непала, Малави, Мексики и Украины зафиксированы «данные, вызывающие сомнения о соблюдении прав человека», по итогу чего рекомендовано допускать к членству в Совете только две из шестнадцати стран-кандидатов – Великобританию и Францию.

«Это чистое высокомерие западных НПО, претендующих на статус учредителей универсальных стандартов прав человека, за которым должны «гнаться» другие государства, желающие заслужить звание цивилизованных», — отмечает Тони Кевин, бывший посол Австралии в Польше.

Подобного мнения придерживается и политический аналитик Гай Меттан, справедливо ставя под сомнение легитимность участия некоторых государств в деятельности Совета:

«Мы знаем, например, что такие страны, как Афганистан, Судан, Конго, а также Соединенные Штаты, согласно разоблачениям Джулиана Ассанжа, совершали военные преступления или преступления против прав человека, и, тем не менее, были избраны в СПЧ ООН без каких-либо претензий со стороны тех же неправительственных организаций».

Конечно, ни одна страна не может похвастаться безупречностью в соблюдении всех прав человека, но слишком уж много вопросов вызывают выбранные в отчете «квалифицированные» члены СПЧ ООН – США и Великобритания, причастные к неправомерным действиям в Ираке в 2003 году.

Немецкий политолог Хайнц Дитерих подробно излагает свой взгляд на данную ситуацию, напоминая о том, что достижения в области прав человека – мощный инструмент «мягкой силы», реализуемой блоком Североатлантического альянса.

«Поражение США во Вьетнамской войне в 1975 г., последовавшее за убийством более 4 миллионов человек в Индокитае, серьезно ослабило их способность к мировому господству», — уточняет профессор. «Чтобы восстановить свои возможности и превосходство, далее занявший должность президента США Джеймс Картер пересмотрел инструменты внешней политики Штатов, превратив права человека и демократические ценности в главный публичный инструмент имперской политики США».

Важно отметить, что по мере изменения модели межгосударственных отношений после распада СССР, такие инструменты применялись против России и Китая, набиравших обороты в своем экономическом развитии. Далее эту стратегию реализовали при Обаме в рамках метода «умной силы» госсекретаря Хиллари Клинтон: железная идеология насаждалась с помощью сочетания жесткой и мягкой силы в виде лжи и вводящих в заблуждение заявлений в отношении демократических ценностей и прав человека.

Когда дело доходит до прав человека, «США, безусловно, являются одним из самых злостных нарушителей по всем категориям, насколько мы можем судить исходя из ситуаций в Палестине, Иране, Кубе, а также системы институционализированного расизма и бедности в США», — утверждает Дитрих. Профессор предполагает, что цель, стоящая за «явным лицемерием» западных государств и подчиненных им НПО, которые составляли рассмотренный нами отчет, состоит в том, чтобы «сохранить свою монополию на идеологический контроль над ООН и мировой системой».

После распада СССР и однополярного периода мир переживает длительную фазу перехода, в то время как ООН ищет новую функцию в мире, который быстро меняется, признает Тиберио Грациани, президент Международного Института глобального анализа. Vision and Global Trends.

По его словам, созданная в период окончания Второй мировой войны ООН имела своей первоначальной целью поддержание баланса между мировыми державами, в свете чего представляется целесообразным членство в ее структурах России, Китая, Саудовской Аравии, Кубы или Пакистана.

«Фактически, Совет ООН по правам человека мог бы обогатиться различными культурными точками зрения; он мог бы стать платформой для обсуждения и размышления над концепцией прав человека, выходящей за рамки идеологической интерпретации, которая в настоящее время его характеризует», — считает Грациани.

Включение стран с различными культурами и проблемами только укрепляет СПЧ, поскольку открывает пространство для решения проблем и обеспечения более глубокого понимания затрагиваемых вопросов», — повторяет Эрл Расмуссен, исполнительный вице-президент аналитического центра Евразийского центра в Вашингтоне.

«Одной из сильных сторон СПЧ ООН является его разнообразие за счет обеспечения справедливого географического представительства с учетом религиозных и культурных аспектов», — настаивает он. «Членство различных государств указано в учредительных документах».

Кроме того, СПЧ ООН «в первую очередь должен представлять» всех членов ООН с его широким разнообразием национальных подходов к правам человека, подчеркивает бывший посол Тони Кевин:

«Все представительные органы ООН должны сохранять свой универсальный представительный характер, если они хотят процветать и приносить пользу», — говорит он. «Это то, чем занимается ООН. Если от этой правды придется отказаться, организация будет обречена».+

Полина Бобко, специально для News Front