Кыргызстану необходима конституционная реформа

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков в добровольно-принудительном порядке покинул свой пост ровно спустя три года своего президентства.

Новый премьер – формально «южанин» – крайне настойчиво требовал от президента подать в отставку. Жээнбеков как мог откладывал свой уход, но, похоже, коллективными усилиями его дожали.

Дожали потому что Жээнбеков совершил ровно ту же ошибку, что и все остальные президенты страны, не считая Атамбаева, – нарушил баланс между кланами, пытаясь узурпировать власть. Этого ему не простили.

КР в третий раз обжигается с президентом. Дело ведь не в том, что Атамбаев хороший, раз покинул свой пост, а Акаев, Бакиев и Жээнбеков – плохие. Дело в том, что крайне специфическую киргизскую политическую культуру с желанием помайданить, не может стабилизировать ни один государственный либо общественный институт. В итоге вся страна ходит по краю.

Вслед за белорусами гражданам Кыргызстана впору серьёзно переписать свою конституцию. Очевидно, что полномочия президента должны быть ограничены так как данный институт дестабилизирует страну. Однопалатный парламент является эпицентром хаоса: в КР нет реальных политических партий – они не более чем ширма для кланов. Поэтому вполне логично совершить переход от однопалатного к двухпалатному парламенту, где в верхней палата могли бы заседать сенаторы-представители кланов, сдерживающие пыл своих коллег из нижней палаты. Вопросы жизни и смерти вполне можно решать на курултае либо референдуме.

Очевидно, что данная реформа может быть проведена лишь при внешнем арбитраже – его должна осуществлять Россия, которая смогла через плебисцит провести реальную конституционную реформу без каких-либо потрясений.

Обижаться кыргызам на такую роль России не стоит: всё равно она финансирует КР напрямую с помощью межбюджетных трансфертов. Гордость, суверенность и независимость не сочетаются с дотационностью, зависимостью от денежных переводов из-за границы, а также грабежами и массовыми беспорядками.

Заодно правоохранительные органы должны стать элементом межклановой системы сдержек и противовесов, а также силой, способной предотвращать погромы и массовые беспорядки. В противном случае после очередного госпереворота на карте появится ещё один Кыргызстан.

Иван Лизан