Помните, как в «Войне и мире» Пьер Безухов нашёл в трёх шестёрках Апокалипсиса имя Наполеона? Нет-нет, не спешите искать в этом числе наших современных правителей, но задумайтесь, что и кого обличает этот самый загадочный текст Нового Завета. И почему «теплохладность» в нём обличается сильнее других пороков? Ответы на эти вопросы – в сегодняшней части цикла бесед об Апокалипсисе известного православного пастыря и проповедника протоиерея Андрея Ткачёва.

Сегодня мы с вами прочтём Послание Иисуса Христа седьмой Церкви Апокалипсиса, Лаодикийской. Чтение Апокалипсиса – очень трезвящее чтение. Не с той точки зрения, что в нём нужно угадать непременно черты эпохи. Ибо каждая эпоха узнаёт себя в Апокалипсисе. Лютеране и кальвинисты, читая Апокалипсис, находили там пророчества о Риме и о Папе как о Новом Вавилоне. А Пьер Безухов, читая Апокалипсис, высчитывал в трёх шестёрках число имени антихриста Наполеона. Советская власть полностью умещалась в Апокалипсис…

Тем не менее, Конец времён ещё не наступил, всё ещё продолжается. И поэтому читать Апокалипсис нужно для того, чтобы разгадывать загадки эпохи, чтобы прочистить мозги, чтобы, прикоснувшись к Откровению Иоанна Богослова, приобрести новый, скорректированный взгляд на окружающий мир.

Итак, Ангелу последней, седьмой Лаодикийской Церкви, говорит Аминь (и это тоже Имя Божие, Имя Христово), Свидетель верный и истинный начала создания Божия. Как я уже говорил, по мере обращения к Церквам Апокалипсиса голос Христа суровеет, Он всё более сурово и строго обличает грехи тех или иных церковных общин. И здесь, мне кажется, обличительные черты Его речи доходят до пика:

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

По-славянски – «имам тя изблевати», гораздо более сильное выражение. Потому что ты «ни такой, ни сякой», то есть «ни против, ни за». Ведь что такое активный атеизм? По мысли одного священника, это выпрашивание у Бога явного чуда или знамения: ну, докажите же мне! А иногда даже начинает бунтовать, как бы вызывая Бога на ответную реакцию. Как иеромонах Серафим (Роуз) в период своего религиозного поиска ходил по берегу Атлантического океана, плескался в небо пивом из бутылки и кричал: «Если Ты есть, ну, накажи меня, не скрывайся за тучами! Сделай так, чтобы я знал, что Ты есть, чтобы я знал, зачем жить».

Поэтому холодные лучше, чем тёплые. И горячие лучше. Ты же, говорит Христос, «не холодный, не горячий». И таких людей у нас, кстати, большинство, им просто наплевать, они как бы «не по тем делам». Очень интересна характеристика внутреннего мира людей, которые «не холодные, не горячие». Что же у них внутри, у тех, которые «никто», «ни рыба ни мясо», «не цап и не баран»? Они, оказывается, очень любят себя и очень горды собою. Вот что говорит человек, который не горячий, не холодный, но тёплый, противный, которого нужно выплюнуть:

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Вот такая печальная картина седьмой Церкви. Можно догадываться, что это поступательное историческое движение. Хотя все они, Эфес, Смирна, Пергам, Лаодикия, были вместе, рядом, все эти исторические географические пункты. Но Господь не перестаёт любить и таких людей. Любовь Божия – выше ума. Если человек любит за что-то, то Бог любит просто ни за что. Эта любовь не заслуженная, не выпрошенная, ничем не заработанная. Просто любит – и всё. И поэтому Он говорит:

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

То есть, оказывается, этот жестокий перечень внутренних некрасивостей – знак любви. Ну, и, как всегда, заключается Послание обетованием побеждающему, то есть побеждающему грех, искореняющему страсть, на смерть наступающему бесстрашием:

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам.

Это последнее, седьмое Обращение Господа к Церквам Иоанно-Богословской традиции. И там есть место и похвалам, и упрёкам. И везде одинаковая структура обращений, заканчивающаяся обещанием побеждающему. Мы с вами ведём борьбу, сопротивление, войну, у христианина должно быть воинское сознание и бодрый воинский дух. Вопрос: где его взять? Разве только выпросить у великомученика Георгия Победоносца или у Архангела Михаила.

Христиане не должны быть пушистыми пацифистами, всем улыбающимися и нюхающими цветы. Хотя и это не грешно, и это можно. Но они должны быть закалёнными как воины. Как благословенные сотники, офицеры Римской армии, этакие рубаки, которые много раз смотрели смерти в глаза. И они, приходя к вере, оказываются более достойными и более твёрдыми. Повторюсь, христианину должно быть свойственно воинское сознание, он ведёт борьбу, невидимую брань с унынием, с маловерием, похотью, жадностью, сомнением, осуждением… И именно поэтому семикратное Послание Апокалипсиса, столь пёстрое, столь разное и столь полезное, требует внимательного отношения всякого христианина. Мы там узнаём себя.

Автор:
Андрей Ткачёв