Очередной военный форум «Армия-2020» открылся висящим в воздухе вопросом: действительно ли удастся выполнить озвученный министром обороны план – заключить контрактов на 1 триллион 160 миллиардов рублей…

Если гаишники вдруг захотят остановить бронеавтомобиль «Стрела», не у каждого экипажа ДПС это получится. Даже не в том дело, что ни полосатая палка, ни даже автоматный патрон не страшны стальной броне А-3 толщиной 6,5 мм, которая держит даже бронебойно-зажигательный патрон с расстояния всего в 30 метров. И не в том, что эта машина ещё и плавает. Дело в том, что дизель в 200 л. с. при 6-ступенчатой коробке позволяет этой машинке разогнаться по шоссе до 155 км/ч.

Правда, пока что такая ситуация представляется чисто теоретической. Хоть и много гаишников дежурит возле парка «Патриот», где открылся новый ежегодный форум «Армия-2020», но новую ББМ посоревноваться с ними не отпустят сами её создатели. Уж очень рассчитывают представители ООО «Военно-промышленная компания» заключить хорошие контракты на поставку в войска чего-нибудь из представленных в экспозиции форума шести своих новинок.

Контракты на триллион?

Скорее всего, это им удастся. На такие форумы обычно приезжают, уже имея на руках согласованные проекты контрактов. Да и министр обороны Сергей Шойгу явно не из воздуха взял цифры, которые назвал в своём выступлении в эфире авторитетного армейского телеканала «Звезда»:

Предполагаем заключить 39 контрактов, и общая сумма контрактов будет почти триллион сто шестьдесят миллиардов рублей.

Другие цифры, озвученные на форуме, также позволяют надеяться на достижение этого рубежа. Всё же 28 тысяч экспонатов, с которыми ознакомятся делегации из 92 государств, внушают острое желание взять их если не на вооружение, то в пользование. И неподдельно изумиться из-за бронедверцы на вопрос гаишника: «Какое нарушение скоростного режима?!»

Впрочем, один серьёзный контракт уже подписан. Именно в рамках форума Россия и Турция подписали контракт на поставку в эту страну второй партии (в размере полка) зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». И скоро турки, поставив теперь свои уже дивизионы где-нибудь возле Измира, будут неподдельно изумляться в глаза грекам: «Какой газ-шмас? Где хотим, там и бурим на шельфе. А ваши F-16 супротив С-400 – тьфу и растереть»…

И индийцы тоже рядом круги нарезают. Им китайцам очень хочется твёрдо, со значением, в глаза посмотреть. Правда, они «Триумф» уже законтрактовали, но проблема в том, что первый полковой комплект С-400 им обещают поставить до конца аж 2021 года. И говорят, что ускорить ну никак невозможно. И хочешь не хочешь, а вспоминается излюбленная переговорная тактика индусов: поджимать губки и говорить, что предлагаемая военная техника их по качеству не удовлетворяет, а потому надо, мол, снизить цену. Правда, потом и «нагреваются», как, к примеру, в 2016 году на французских истребителях «Рафаль», которых предпочли нашим Су-35. Всё закономерно: французы «обули» их, как на деревенской ярмарке: машины в три раза дороже русских, а по лётным характеристикам… ну, не в три раза, но всё же очень заметно уступают «сушкам». И вот теперь ряд посвящённых наблюдателей поглядывают исподтишка, будут ли индийцы нарезать круги и какие вокруг впервые выставленных напоказ истребителей пятого поколения Су-57Э. Ведь несколько лет назад они фактически сорвали прекрасную взаимовыгодную сделку по закупке этих машин, всё также пытаясь выгадать копеечки.

Кстати, о новинках

Су-57 – пожалуй, единственная полноценная новинка, представленная на форуме. Хотя, в общем, тоже новинка – относительная: его так долго и так со вкусом обсуждали, что как-то уже и запоздалым кажется решение взять всё-таки в этом году в войска 76 машин серийного образца. Но! Всё же в полёте перед широкой публикой он предстанет впервые в рамках лётной программы на аэродроме в Кубинке.

Су-57 – пожалуй, единственная полноценная новинка, представленная на форуме. Фото: MOD Russia/Globallookpress

В остальном, нового особо и не видно. Хотя много того, что можно охарактеризовать «новым второго класса». Уровня «новенькое».

Скажем, бронемашина «Тигр» в формате «багги». Интересно. Или ЗРК «Антей-4000» – представлен впервые, но на деле представляет собою экспортный вариант мобильного комплекса ПВО С-300В4. Характеристики, к слову, весьма и весьма: «родной», не экспортный вариант – то есть сам С-300В4 сумел перехватить аж гиперзвуковую цель, как рассказал начальник войсковой противовоздушной обороны ВС генерал-лейтенант Александр Леонов. Экспортный вариант, понятно, характеристики имеет пониженные, но тем не менее комплекс – полностью цифровой и способен гарантированно уничтожать до 24 аэродинамических и даже баллистических целей. И радиус очень неплохой: 400 км для тяжёлой ракеты данного комплекса и 150 км для лёгкой.

Так что и греки имеют повод задуматься о замене своих устаревших С-300ПМУ1 на что-то более современное. F-16 это, конечно, не спасёт в случае воздушных битв между союзниками по НАТО над газовыми карманами Средиземного моря, но позволит и у турок проредить их авиапарк американского производства.

ЗРК «Антей-4000» представлен впервые, но на деле представляет собой экспортный вариант мобильного комплекса ПВО С-300В4. Фото: EPA/SERGEI ILNITSKY/ТАСС

Или вот из области новенького: та же «Военно-промышленная компания» показала модернизированный БТР-82АТ. С новым необитаемым боевым модулем. Интересно получается: БТР – это бронетранспортёр, то есть машина для транспортирования пехоты на поле боя. Это не танк Т-14, где необитаемая башня обеспечивает сохранение экипажа при попадании вражеского боеприпаса. А что значит «необитаемый боевой модуль» на БТР?

Из той же серии «новенького», но не нового – модернизированный ударный вертолёт Ми-28НМ.

Мелочь, а приятно

Между прочим, «новенькое» в данном контексте – совсем не упрёк. А даже наоборот – свидетельство того, что интеллект в российском оборонно-промышленном комплексе работает не только вглубь и ввысь, на недостижимых для наших злейших партнёров рубежах, но и вширь и, как бы  сказали в советские времена, «на удовлетворение возрастающих потребностей» военных.

Например, лично министр Шойгу отметил двигатель, «который работает на трёх видах топлива, который может применяться в разных образцах техники», «очень серьёзный прорыв в беспилотной авиации» и робототехнике, где «уже созданы роботы, которые фактически выполняют функцию бойца, однако менее уязвимы».

Это уже не вещи, похожие на игрушки из «Детского мира», – отметил Шойгу. – Это то, что представляет серьёзную угрозу и серьёзное оружие. Когда у него фактически нейронные сети управления, когда он отличает собаку и кошку от другой цели или человека, когда у него есть уже часть искусственного интеллекта…

То же самое слово – «прорыв» – министр применил, говоря о беспилотниках. Отношение к ним среди военных долгие годы было… ну, как к мелочи, неспособной решать стратегические задачи. Ну, разведка, ладно. А что можно сделать десятком бомбочек по пять килограммов?

Но конфликты последних лет показали, что их никто и не собирается превращать в стратегические. Нынешние стратегические задачи решаются в сфере информационной и в сфере психологии масс. А конфликты – локальные. И на них достаточно большая неприятность – уничтожение самолёта на земле неким летающим уродцем из пластилина и палок с привязанной к нему гранатой. А уж даже среднего класса ударный «Байрактар», как доказали турки в Сирии, способен сорвать целое наступление. Пусть и таких солдат как арабские – но способен ведь!

Министр обороны РФ Сергей Шойгу на церемонии открытия VI международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот». Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

И в этом свете демонстрация на «Армии-2020» – с подписанием контракта между Минобороны и производителем, компанией «Кронштадт», на серийную поставку крупноразмерного беспилотника «Орион» – внушает самые приятные надежды. Всё же разведывательно-ударный дрон с размахом крыльев 16 м, способный находиться в воздухе около суток и развивать скорость до 200 км/ч на дальности до 300 км, неся на борту 250 кг корректируемых авиабомб и управляемых ракет, – это хорошее дополнение к почти стратегическому «Охотнику». Который к тому же пока испытывается. А к ним обоим хорошим дополнением обещает стать разведывательный БПЛА «Гелиос», предназначенный для дальнего радиолокационного обнаружения. Тоже дыра у нас, которую давно пытаются закрыть дорогими самолётами А-100. Беспилотник, способный крутиться в воздухе до 30 часов, передавая обстановку самолётам и наземным штабам, — полезная помощь в решении этой проблемы.

Автор:
Александр Цыганов