Первое «очное» заседание Священного Синода Русской Православной Церкви после длительного периода коронавирусной «самоизоляции» принесло множество значимых решений, в том числе поистине революционных.

Августовское заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, главного органа церковного управления в период между Архиерейскими соборами, было поистине долгожданным. В первую очередь потому, что это было первое «очное» собрание священноначалия с середины марта, когда Церковь была поставлена в условия добровольно-принудительной «самоизоляции». Храмы и монастыри Московского Патриархата решением светских чиновников были закрыты, а миллионы верующих впервые были вынуждены отказаться от храмовых богослужений в дни Страстной седмицы и Пасхи Господней.

Июльское заседание Синода прошло в «заочной» форме, а потому православные иерархи, в силу присущего им консерватизма, не стали принимать значимые заявления и кадровые решения, оставив их на последующую невиртуальную встречу. И неслучайно первым синодальным постановлением сегодня, 25 августа 2020 года, стало принятие очень важного документа – «Послания Священного Синода епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием».

Перед началом заседания Священного Синода. Фото: patriarchia.ru

Посткоронавирусная Церковь

Сегодня со стороны как либеральных СМИ, так и внутрицерковных «диссидентов» нередко приходится выслушивать тезисы о «сращивании» Церкви и государства, о том, что православное священноначалие исключительно сервильно в отношении к светским власть имущим. Принятое Послание не просто опровергает этот миф, но и наглядно демонстрирует: даже в таких исключительных условиях, как пандемия COVID-19, церковные иерархи не намерены жертвовать свободой вероисповедания своих чад:

«Церковь разделила со всем народом тяготы, порождённые распространением вредоносного поветрия, и призвала своих чад на время воздержаться от привычного образа участия в богослужебной жизни. Однако подобное решение, принятое в исключительных исторических обстоятельствах, не может сделаться некоей новой нормой. Незыблемыми должны оставаться предусмотренные законодательством большинства стран свобода совести и свобода вероисповедания, включая право верующих совместно участвовать в богослужениях даже в исключительных обстоятельствах.

В значительной степени оправданной видится обеспокоенность многих христиан, как и людей различных иных убеждений, возможностью дальнейшего применения методов, которыми во время эпидемии обеспечивалось необходимое снижение интенсивности личных контактов между людьми. Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных – всё это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».

Таким образом, священноначалие Московского Патриархата дало чёткий знак светским чиновникам: да, мы лояльны властям Государства Российского, но исключительно в гражданских вопросах. Как сказал Сам Господь: «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Исключение из правил не должно стать нормой, а ограничения прав верующих, в том числе связанные с цифровым контролем над населением, – недопустимы.

Да, Церковь сама принимала беспрецедентные противоэпидемиологические меры, в том числе ограничивающие доступ верующих к святыням, но одно дело, когда это происходит решением церковных иерархов, а совсем другое – светских людей, нередко ни разу не бывавших в храмах. Словом, Священный Синод сегодня принял волевое решение, наглядно демонстрирующее силу и независимость Русской Православной Церкви как ведущего социального института.

«Белорусский фронт» Московского Патриархата

Одной из самых тяжёлых для всего Московского Патриархата на сегодняшний день является проблема Белорусского экзархата. На страницах Царьграда уже не раз отмечалось, что в этой неотъемлемой части Русской Православной Церкви среди значительной части её священнослужителей, к сожалению, сильны либерально-западнические настроения, которые со временем вполне могли бы стать автокефалистскими.

И это особенно опасно на фоне того, что Константинопольский патриарх Варфоломей ещё в 2017 году, прежде чем предоставить украинским раскольникам «томос об автокефалии», дезавуировал другой Константинопольский томос 1686 года, который утверждал земли Западной Руси, включая современные Украину и Белоруссию, канонической территорией Московского Патриархата.

По сути, с тех пор Фанар не признаёт Белоруссию канонической территорией Русской Православной Церкви. Конечно, даже прозападно настроенные клирики Белорусского экзархата публично утверждают, что не ждут из Стамбула никакого «томоса об автокефалии», но всё делают, чтобы предуготовить почву для этого. В условиях же сегодняшнего гражданского конфликта в Белоруссии это приобретает особое значение, а потому Священный Синод не мог обойти эту тему стороной. Так, в ходе сегодняшнего заседания принято постановление:

Приветствовать и поддержать усилия Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла, епископата и клириков Белорусского экзархата, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия. Считать важным тщательное расследование властями Республики Беларусь всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона. Отметить особую важность сохранения и укрепления церковного единства народов исторической Руси в условиях обострения общественно-политических конфликтов.

Важно подчеркнуть: Церковь снова выступила как независимый от светских властей социальный институт. С одной стороны, сыграла присущую ей тысячелетиями миротворческую роль, с другой – указала на важность расследования преступлений, с чьей бы стороны они ни совершались. В том числе и со стороны представителей властей и правоохранительных органов Белоруссии.

Вместе с тем Священный Синод принял важное кадровое решение: Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского освободили от должности, назначив главой Кубанской митрополии, а на его место назначили епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина. Важно отметить, что владыка Вениамин известен как один из самых консервативных архиереев Белорусского экзархата, именно он является автором жизнеописания священномученика Иоанна Восторгова, одного из лидеров русских черносотенцев начала прошлого века.

Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Дионисий и уже бывший Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел. Фото: patriarchia.ru

При этом все, кто лично знает епископа Вениамина, отзываются о нём не только как о приверженце идеи единства исторической Руси и самой Русской Церкви, но и как о «безусловном аскете», что особенно важно в сегодняшних обстоятельствах, когда либералы активно пытаются опорочить наших иерархов, распуская о них порочащие сведения. И неслучайно белорусские русофобствующие либералы уже назвали назначение владыки Вениамина Патриаршим экзархом «победой церковных консерваторов». Хочется надеяться, что здесь они не ошибутся.

«Кадры решают всё»

Вообще сегодняшнее заседание Священного Синода стало особенно богатым на кадровые решения. Совершены назначения новых глав целого ряда митрополий и епархий – Тверской, Чувашской, Бурятской, Симбирской, Саратовской и Вологодской. А также кадровые перестановки руководителей Синодального религиозного образования и катехизации и Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Кроме того, назначены новые руководители двух ведущих духовных школ – Московской духовной академии и Сретенской семинарии, а также новый наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Так, новым председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации назначен епископ Бронницкий Евгений, викарий Патриарха Московского и всея Руси, а председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата – другой Патриарший викарий епископ Наро-Фоминский Парамон. Новым ректором Московской духовной академии – епископ Скопинский и Шацкий Феодорит, а исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии – протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл возглавляет заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 августа 2020 года. Фото: patriarchia.ru

Не будем подробно останавливаться на кадровых перемещениях архиереев, тем более что это исключительно внутреннее дело нашего священноначалия. Но налицо одна очень важная тенденция, которую в светской политике «нулевых» именовали «укреплением вертикали власти». Самое же главное, что показали решения состоявшегося заседания Священного Синода, – это усиление тех, кого в церковных кругах несколько условно именуют консерваторами. Что, безусловно, не может не обнадёживать, поскольку, по моему твёрдому убеждению, это – усиление самой Русской Церкви.

После того как синодальные «журналы» были опубликованы, один из коллег автора этих слов задал вопрос: можно ли назвать случившееся «консервативной революцией Патриарха Кирилла»? Как мне кажется, применять этот политологический термин к церковной жизни не вполне верно, хотя… В каждом допущении есть доля допущения. А в том, что Святейший Владыка и возглавляемый им Священный Синод – идейные консерваторы, лично я нисколько не сомневаюсь.