Самым ожидаемым и, возможно, самым скандальным событием конца минувшей недели стали президентские выборы в Белоруссии. Западные политики и СМИ немало писали об «августовском сюрпризе», как бы заранее подготавливая общественное мнение к негативной реакции на тот случай, если оппозиции, вопреки надеждам и прилагаемым немалым усилиям, не удастся одолеть «ветерана авторитарного режима», как называют Лукашенко в публикациях иностранной прессы.

Помимо откровенных выпадов в адрес президента Белоруссии немало было сказано слов и о «российском влиянии», причём версии выдвигались самые противоречивые – от желания Москвы поддержать якобы «пророссийского» действующего президента до усилий России его «скинуть». Сторонники находились что у первого, что у второго варианта.

К примеру, замдекана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев в беседе с «Голосом Америки» заявил накануне выборов:

В лучшем случае, по различным замерам, Лукашенко может набрать 25 – 30 %, не больше. Он заведомо проиграл выборы, поэтому так боится, чем и объясняется его жёсткая риторика в выступлениях в адрес Москвы. Жаль, что в Кремле так и не выбрали, на кого им сделать ставку – на Лукашенко или белорусский народ.

«Функционирующая авторитарная машина»

«Голос Америки», всегда активно поддерживающий любые протесты, опубликовал слова руководителя НИЦ Мизеса Ярослава Романчука, заявившего, что «Лукашенко полностью контролирует избирательный процесс, а также суды и милицию. В интервью Русской службе ГА он заявил:

Вопрос в том, как отреагируют люди на очередную узурпацию власти. Население совершенно чётко видит его слабость, неадекватность. И вот если возникнет мощный народный протест, то он может затянуться на некоторое время, даже если будет его жёсткое подавление 9-10 августа. В любом случае у Лукашенко остро не хватает электоральной поддержки.

Привёл «Голос Америки» также заявление белорусского журналиста и политического обозревателя Артема Шрайбмана:

У него есть функционирующая авторитарная машина, которая даст ему 70 с лишним процентов голосов. Вопрос стоит в том, справится ли эта силовая машина с потоком протестов.

И это не считается вмешательством?

Накануне выборов в западной прессе появлялись статьи, в которых авторы очень сожалели о том, что предвыборные акции протеста в Минске начались в «очень неудобное время, когда Западу было не до Белоруссии», призывая европейских лидеров «взять на себя ответственность, обеспечить демократию и найти силы, чтобы изменить ситуацию в авторитарных странах».

Вмешательством это никто почему-то не считает, хотя в публикациях на белорусскую тему говорилось открыто: необходимо жёстко предупредить «режим Лукашенко» и заявить, что подавление «зачатков демократии» в виде свободных выборов (с приведением к власти удобного Западу персонажа) «прекратит диалог лидеров западных держав с Минском».

На фоне акций протеста, усилившихся после появления первых итогов президентских выборов, премьер-министр  Польши Матеуш Моравецкий обратился с письмом к главе Евросовета Шарлю Мишелю и председателю Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен. В обращении говорится:

После президентских выборов в Белоруссии 9 августа 2020 года власть применила силу против своих граждан, которые требуют перемен в стране. Мы должны солидарно поддержать белорусов в их стремлении к свободе. Польша несет ответственность за своих ближайших соседей. Поэтому предлагается созвать внеочередной саммит по событиям в Белоруссии.

Политический тотализатор

Вечер воскресенья для тех, кто надеялся, что за минскими протестами последует «падение режима Лукашенко», оказался «вечером несбывшихся надежд». Возможно, сценарий победы «домохозяйки Тихановской» рассматривался как вполне реальный. Не просто же так накануне 9 августа политические тотализаторы принимали ставки по миллиону евро за то, что «ЦИК Белоруссии объявит вечером 9 августа имя нового президента».

Милиция и спецслужбы не гладили бунтовщиков по головам. Собственно, такую же реакцию на действия протестующих мы видели во многих странах. Но когда правоохранители перестают «держать уровень обороны», происходят погромы и другие насильственные действия. Фото: Victor Lisitsyn/Globallookpress.

Но всё случилось иначе, Александр Лукашенко выборы выиграл с результатом в более чем 80%, а его «главный серьёзный противник» Тихановская набрала всего 6,8% голосов. Явка превысила 84% от общего числа избирателей.

И сразу после этого из Белоруссии стали поступать «страшные новости» о жёстком подавлении акций протеста, о массовых бунтах и даже – о «первой сакральной жертве режима». Да, милиция и спецслужбы не гладили бунтовщиков по головам. Собственно, такую же реакцию на действия протестующих мы видели во многих странах.

И как только правоохранители перестают «держать уровень обороны», сразу начинаются погромы и прочие насильственные действия. Пример Украины до сих пор свеж в памяти у многих. А между тем в Минске и других городах страны протестующие продолжают провоцировать белорусских силовиков на всё более жёсткий ответ.

«Жестокость авторитарного режима»

Потом это все западная пресса использует для громких воплей о «жестокости псов авторитарного режима» и требований «осудить немедленно» действия белорусских властей, которые якобы «воюют с женщинами и детьми». Собственно, можно об этих воплях говорить в настоящем времени – уже пишут, уже вопят.

Вот, к примеру, автор материала во французском журнале Le Point сообщает: «Лукашенко готов призвать армию для защиты своей власти…. Многие опасаются, что народный протест спровоцирует жестокие репрессии». «Выборы в Белоруссии признаны самыми несвободными с 1995 года», – добавляет он.

Также издание цитирует аналитика Международного института стратегических исследований, бывшего посла Великобритании в Минске Найджала Гулд-Дэвиса:

Зная о безжалостном характере Лукашенко, любой, кто интересуется Беларусью, будет беспокоиться о белорусском народе в ближайшие дни.

В другом материале этого же журнала сообщается, что «все диктаторы кончают очень плохо, режим Лукашенко находится в самом серьёзном кризисе, а страна стала ареной самой крупной мобилизации оппозиционных сил».

«Глава государства в очередной раз коронован»

С этой фразы начинается публикация в издании Le Monde. «Ярость овладела белорусами в воскресенье вечером, ещё до официального объявления результата», – сообщает автор материала Клэр Гатинуа и продолжает:

Воскресенье, 9 августа, вероятно, войдёт в книги белорусской истории. Если не для того, чтобы олицетворить дату, когда двадцатишестилетнее правление сатрапа-самодержца Александра Лукашенко перевернулось, то хотя бы для того, чтобы обозначить тот день, когда власть дрогнула перед лицом народа, решившего отстоять слишком долго попираемое избирательное право.

Далее Гатинуа пугает читателей сценами «подавления ОМОНом стремления граждан к свободе» при помощи слезоточивого газа, водомётов и шумовых гранат. В ответ же белорусы «возводят баррикады, обещая битву с ростовщической властью, которую они больше не боятся», утверждает она.

«Серьёзный вызов последнему диктатору Европы»

Американский телеканал CNN сообщает о том, что «последний диктатор Европы» Лукашенко давно критикуется международным сообществом «за подавление инакомыслия при поддержке тайной полиции КГБ, которая преследует активистов и оппозиционных журналистов».

Западные СМИ пугают читателей сценами «подавления ОМОНом стремления граждан к свободе» и их борьбу с «ростовщической властью» при помощи слезоточивого газа, водомётов и шумовых гранат. Фото:  twitter.com/Globallookpress.

Также телеканал, показывая видеокадры с минских площадей, рассказывает о реакции оппозиции на результаты прошедших выборов:

Эта кампания стала одним из самых серьёзных вызовов 26-летнему правлению Лукашенко. Тысячи сторонников оппозиции вышли на улицы в последние недели, чтобы выразить недовольство экономической ситуацией в стране, неадекватной реакцией на коронавирус и отсутствием личных свобод и реформ. Демонстранты считают, что Лукашенко украл победу у кандидата от оппозиции Тихановской.

В другом материале CNN обозреватель Дженнифер Ханслер напоминает о том, что «госдепартамент США выражает обеспокоенность репрессиями при «последнем диктаторе Европы».

«Президентские выборы переросли в уличную войну»

В материале, опубликованном в русскоязычной версии Forbes, утверждается, что «белорусы проснулись в новой стране», а президентские выборы спровоцировали массовые столкновения протестующих с силовиками. Отметило издание и то, как столица готовилась к дню голосования:

Армейские машины были замечены в центре города и на въездах в него, следовало из видео, которые публиковали в соцсетях очевидцы. Это выглядело как продолжение курса на закручивание гаек… К окончанию голосования силовики уже оцепили многие улицы в центре Минска. На публиковавшихся днём в соцсетях фотографиях было видно, как в город перебрасывается спецтехника, автозаки, машины для разгона протестов, а также водомёты и прицепы с колючей проволокой.

Автор материала напоминает о том, что интернет в Минске «работал с перебоями, а потом и вовсе почти упал», из-за чего невозможно было открывать даже государственные сайты, не говоря о независимых.

Столкновения начались после первых жёстких задержаний, когда собравшиеся пытались отбить задержанных. ОМОН применил против протестующих светошумовые гранаты и водомёты, те в ответ забросали силовиков бутылками. В ответ применялся слезоточивый газ и резиновые пули. Началась уличная война.

«Испытания для сближения Запада и Белоруссии»

После того как стали известны первые результаты белорусских президентских выборов, начались массовые столкновения протестующих с милицией, пишет издание  The Wall Street Journal. «Несмотря на народный гнев, вызванный стагнацией экономики и растущим уровнем политических репрессий, «старожил» Лукашенко победил с огромным перевесом». Также издание сообщает:

Растущие репрессии в стране являются испытанием для сближения, которое сложилось в последние годы между Западом и Беларусью. США и Европа культивируют это  сближение в качестве буфера против растущего влияния Москвы в Восточной Европе. Однако на прошлой неделе Сенат США принял двухпартийную резолюцию, осуждающую подавление протестов и аресты активистов, журналистов, а также содержащую призыв к «свободным, справедливым и прозрачным президентским выборам» в Белоруссии. Государственный департамент США ранее заявлял, что Лукашенко монополизировал контроль в государстве и подорвал верховенство закона, включая манипуляции на выборах.

То есть «мировой гегемон» заранее осудил, призвал и вынес свою резолюцию. Не дожидаясь проведения самих выборов и их итогов.

«Пустая победа диктатора Лукашенко»

По мнению обозревателя Bloomberg Клары Феррейра-Маркес, с 1995 года в Белоруссии «не было выборов, которые бы Запад признал свободными и справедливыми».

Тем не менее «последний диктатор Европы», как его называла Кандолиза Райс в бытность госсекретарём США, «бывший колхозный босс» Лукашенко после воскресного голосования смог себе приписать ещё одну решительную победу. Но трещащая по швам экономика с $63 млрд ВВП, плохая реакция на пандемию, геополитическая изоляция и оппозиция, вдохновлённая женой посаженного им противника, скорее всего, сделает его шестой срок самым трудным, а победу – пустой.

Сейчас очевидно, что Западу, поддерживающему старую «методичку», удалось создать в Белоруссии «нужную страшную картинку», чтобы можно было её усиленно транслировать, а затем кричать на всех углах о том, что «авторитарный режим подавляет свободу». Протестные настроения будут продолжать подпитываться, в том числе – извне, как это без перерывов на отдых делает Telegram-канал NEXTA, отрабатывая протестную повестку, причём автор в этот «горячий момент» сам сидит в Польше.

Сможет ли страна избежать «украинского сценария»? Хватит ли у Лукашенко сил, чтобы не дать разыграться белорусскому «майдану»? Что будет дальше – покажет время. Пока же можно подвести некоторые итоги: «картофельная революция» в Белоруссии не случилась, «последний тиран», несмотря на утверждения фейковых сообщений, никуда не сбежал, а белорусы, хотя часть из них и проголосовали против Лукашенко, биться с ОМОНом категорически не согласны.