Нервный срыв, к чему склоняется следствие, репетиция теракта, теракт (что вряд ли, так как патроны у нашего «героя» отсутствовали) или провокация, делающие 22-летнего Никиту из Калуги в один миг известным всему миру? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем на 100%, что двигало рядовым 27-й отдельной мотострелковой бригады, когда тот прикладом разбил стёкла в автомобиле Федеральной службы охраны (ФСО), протестуя против «несправедливого» отстранения от парада.

Причин тому могло быть несколько, и они сейчас активно обсуждаются в СМИ, которым только и подавай такие истории. Это и гнев в связи с упущенным шансом покрасоваться перед родственниками и знакомыми по телевизору, обида на «подставивших» сослуживцев и бдительных особистов, сумевших вычислить в последнюю минуту единственного проблемного – среди 15 тысяч – участника парада Победы. Также говорят, что у парня из-за нахлынувших эмоций и жаркой погоды впервые случился «нервный срыв». Не будем спекулировать на этот счёт. Всей правды ведь всё равно никто никогда не скажет.

Давайте представим худшее, из чего были обязаны исходить сотрудники спецслужб. Потому что даже в недавней истории – и в нашей стране, и за рубежом – военные парады не раз оказывались удобной формой проведения терактов. Сейчас есть повод вспомнить об этих случаях.

Иран

22 сентября 2018 года минимум три десятка человек погибли и вдвое больше получили ранения в результате теракта в ходе военного парада в городе Ахваз на юге Ирана. В числе раненых оказались женщины и дети. Они тоже были целями террористов. По данным иранских СМИ, огонь открыли вооружённые лица в военной форме. Из четырёх стрелявших двое были убиты в ходе продолжавшейся 10 минут перестрелки, двое – взяты живыми. Согласно агентству ISNA, ответственность за атаку взяла на себя связанная с Саудовской Аравией группировка «Патриотическое арабское демократическое движение в Ахвазе».

Северный Кавказ

9 мая 2002 года на параде Победы в Каспийске (Дагестан) произошёл взрыв, жертвами которого стали и военнослужащие, и зрители, в том числе школьники. 45 человек погибли и свыше 130 получили ранения. Увы, теракт оказался успешным: ужас и шок испытала целая страна. Президент России Владимир Путин на встрече с ветеранами в Кремле назвал осуществивших теракт «подонками, для которых нет ничего святого», добавив, что теперь у властей есть право «относиться к ним так же». Исполнителей и организаторов кровавого теракта оказалось найти непросто. Целый месяц не могли напасть на след, но затем следствие вышло на два десятка причастных к этому преступлению лиц. Его организатор Раппани Халилов – «командующий» дагестанским сектором «Кавказского фронта Вооружённых сил ЧРИ» – был убит в 2007 году. И ещё легко отделался: его отец хотел сына-террориста «лично сжечь».

Точно такой же теракт едва не был повторён в Нальчике в 2019 году. Житель столицы Кабардино-Балкарии Залим Казаков изготовил две бомбы, которые планировал взорвать во время праздничного шествия 9 мая. 29 апреля этот тип был задержан спецслужбами, получив по суду девять лет лишения свободы и скромный штраф в 50 тысяч рублей.

Йемен

21 мая 2012 года террорист-смертник в форме сил безопасности устроил взрыв на репетиции военного парада в Сане – столице Йемена, в результате которого погибли свыше 90 йеменских военнослужащих, более 200 человек получили ранения, некоторые – крайне тяжёлые. Теракт был совершён рядом с президентским дворцом. Находившийся неподалёку министр обороны едва не погиб. Президент Абд-Раббу Мансур Хади немедленно уволил после этого кровавого происшествия двух руководителей службы безопасности Йемена. Однако это мало помогло. Уже не один год в этой многострадальной стране, где бушует гражданская война, участников которой всячески поддерживают различные иностранные государства, льётся кровь. До сих пор.

Египет

Однако самый известный теракт такого рода случился 6 октября 1981 года на военном параде в Каире, когда террористы-исламисты убили президента Египта Анвара Садата за сближение с Израилем и массовые аресты джихадистов. Садат находился на трибуне для почётных гостей в окружении высшего руководства страны. Парад уже подходил к концу, когда военный грузовик внезапно затормозил напротив правительственной трибуны и сидевшие в нём заговорщики вначале бросили в её сторону ручную гранату, а потом – изрешетили её из автоматов. Их было в общей сложности шесть человек. В этой ситуации президент, как будто желавший смерти, поднялся с кресла, неподвижно встал во весь рост и произнёс: «Не может быть». И получил пули в шею и грудь, была задета лёгочная артерия. Умер Садат, отказавшийся надевать бронежилет под мундир, уже в своей резиденции, куда тяжело раненного президента повезли почему-то вместо госпиталя.

Президент Египта Анвар Садат был расстрелян на военном параде в Каире 6 октября 1981 года. Фото: AP/TASS

В общей сложности в результате теракта в Каире погибли 11 человек и около 30 были ранены, в том числе вице-президент, преемник Садата Хосни Мубарак – в локоть. Участники покушения, носившего весьма подозрительный характер, так как охрана правительственной трибуны была снята прямо перед нападением, были арестованы, судимы и расстреляны в апреле 1982 года. Хотя до сих пор существуют подозрения, что их руками избавились от Садата, имевшего много врагов в собственной стране и за рубежом, сами же египетские спецслужбы.

Подводим итоги

Все эти случаи, являющиеся так или иначе «проколами» спецслужб, а также те, о которых мы не знаем, когда они сработали настолько чисто и эффективно, что никто ничего вообще не заметил, должны были быстро прокрутить в своём сознании «особисты» и сотрудники ФСО, когда столкнулись с «озверевшим» Никитой. И нет ни малейших сомнений в том, что они всё сделали правильно.

Кроме одного – этого вообще не должно было быть на параде. Ругать за это никого не будем: не ошибается, как мы знаем, только тот, кто ничего не делает. А эти ребята делают, очень много делают, пусть иногда и в последний момент. Они и в этом случае исправили в конце концов собственную ошибку. Насколько это было возможно.

Понятно, что угрозы для жизни кому бы то ни было этот не имевший патронов к архаичному автомату молодой контрактник не представлял. Но если бы он, скажем, выскочил из строя, начал носиться по брусчатке Красной площади или бросился бежать при прохождении по ней своей колонны в сторону правительственной трибуны, был перехвачен и обездвижен охраной, то смазал бы весь парад, опозорил страну перед всем миром. Если уже несколько дней пресса обсуждает эту историю в том достаточно безобидном виде, в котором она произошла, то что бы было, если бы всё было по максимуму? Куда больше шума и вони, это уж точно.

Автор:
Сергей Латышев