«Путинская» Конституция – 2020 во многом принципиально отличается от «ельцинской» 1993 года. Но главное в новом Основном законе – то, что он перестал быть «безбожным».

«Хранимая Богом родная земля»

Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем Основном законе упоминался Бог. Потому что большинство российских граждан в Бога верят. Я не говорю только о православных, я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других. Если в гимне может быть «Хранимая Богом родная земля», почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции?

Эти слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённые ещё в самом начале этого года, вызвали поддержку представителей всех традиционных религий России и многих политических деятелей, включая, как ни странно, лидера КПРФ Геннадия Зюганова. И одновременно – резкое неприятие либеральной общественности, сосредоточившейся в ряде сетевых СМИ и блогосфере. Общественности отнюдь не широкой, но очень шумной, виртуальной грудью ставшей на защиту ельцинской Конституции 1993 года.

Замечу, моё отношение к конституциям, парламентской демократии и прочим либерально-западническим принципам и идеалам лично у меня, как и у значительной части моих соотечественников, мягко говоря, скептическое. Эти принципы стали излюбленными мантрами российской интеллигенции задолго до революции 1917 года. Так, ещё во время декабристского мятежа некоторые из восставших кричали: «За Константина и жену его Конституцию!», поскольку только вожди восставших тогда понимали, что же это за Конституция такая.

К началу XX века вроде бы разобрались. Что называется, «на свою голову». И как только Государь в 1905 году учредил Госдуму и благословил многопартийность, практически все легальные (да и нелегальные) партии открыто выступили за ограничение самодержавия и введение конституционных норм. Даже многие придворные деятели буквально «спали и видели», как рухнет прежний «отживший» строй, и Россия наконец заживёт, «как все нормальные люди». Разумеется, имелись в виду западные страны, отрёкшиеся от «старого мира», от своих прежних традиций, ценностей и едва ли не в первую очередь – от веры своих отцов.

Заседание Временного комитета Государственной думы 28 февраля 1917 года. Фото: pravoslavie.ru

Но в итоге, разрушив всё, в том числе и другие либеральные и революционные партии, «до основанья», большевики начали выстраивать новую жизнь даже не просто по-западному, а так, чтобы оказаться «впереди планеты всей». В том числе в безбожном порыве: первые советские конституции вовсе лишали священнослужителей и монахов элементарных гражданских прав. Так, одним из первых советских «декретов» провозглашалось: «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица они не имеют». Что уж тут говорить об упоминании в Конституции Бога. Начиная с революционных событий 1917 года Его там и быть не могло.

Что касается «ельцинской» Конституции 1993 года, то её неслучайно именуют «полуколониальной». Сложно сказать, писалась ли значительная доля действующего Основного закона непосредственно за океаном, или же его творцы, вчерашние партийные и комсомольские деятели, писали под диктовку. Но в том, что в итоге это оказалась не только абсолютно безбожная, но и антирусская Конституция, у автора этих строк нет никаких сомнений.

Национализация и десекуляризация

Сегодня происходит два очень значимых процесса. Первый – это национализация нашей Конституции (заключающаяся как в возвращении суверенного права – того, что российское законодательство первично по отношению к международному, – так и в долгожданном, хотя и крайне осторожном упоминании русского народа как государствообразующего). Второй – десекуляризация Основного закона. Что не изменяет светского характера Государства Российского, но наглядно показывает: светскость – не безбожие, не атеизм. А вера в Бога, переданная нам нашими предками, – одна из основ нашей государственности.

К слову, во многих зарубежных странах, давно ступивших на путь либеральной секуляризации, местные конституции сохраняют упоминание веры в Бога. Приведу лишь несколько примеров. Германия: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми», Канада: «С учётом того, что Канада основывается на принципах, признающих верховенство Бога», Греция: «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы», Швейцария: «Во имя Всемогущего Бога», Ирландия: «Во имя Пресвятой Троицы». А потому принимаемая поправка ничуть не противоречит столь вожделенному нашими противниками конституционных поправок «западному опыту».

Конечно, в каждой из этих стран права верующих и неверующих равны. Но в их основных законах сохраняется апелляция к той вере, которая была положена в основу их государственности и культуры. А в той же венгерской Конституции прямо говорится о «христианской Европе», то есть о том, о чём совсем недавно побоялись упомянуть в преамбуле к так и не вступившей в силу Конституции Евросоюза.

Так что же позволяет говорить о том, что упоминание веры в Бога в обновлённой российской Конституции, по меньшей мере, не будет лишним? Помимо истории Государства Российского, а также элементарного факта, что большинство граждан России являются людьми верующими, относящими себя либо к Русской Православной Церкви (от 60 до 80%), либо к другим традиционным религиям?

Откройте преамбулу Конституции 1993 года и обратите внимание на слова «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». Сказано красиво, но важно понимать: упомянутые ценности не могут быть абстрактными, более того, наши предки не могли нам передать основы «светской этики», их вера в добро и справедливость всегда была следствием религиозности, веры в Бога. Именно Заповеди Божии веками наполняли духовно-нравственной конкретикой любые абстрактные этические понятия.

Не говоря уже о том, что Государство Российское никогда бы не обрело суверенитета и уж точно не реализовалось бы как государство-цивилизация, если бы не приняло христианство. И это признавала даже советская историческая наука, хотя и с оговорками, что в годы Крещения Руси христианство, с точки зрения исторического материализма, было-де более «прогрессивным», нежели язычество. Хотя, конечно, никаким марксизмом не объяснишь, почему «реакционный» Фёдор Достоевский, в творчестве которого вера в Бога является центральной, вот уже полтора столетия переводится на языки всего мира.

Чувства православного большинства

Сегодня многие спрашивают: а как же «чувства атеистов», которые столь оскорбляет упоминание веры в Бога? Даже если это и так, то точно так же можно задуматься: а не оскорбляет ли само существование государства «чувства анархистов»? Уверен, если демократические принципы являются для нашей политической системы непреложными, в первую очередь нужно задуматься о чувствах православного большинства, которые в российских конституциях игнорируются вот уже более ста лет. Конечно, не считая уже упомянутые первые советские основные законы, где прямо прописывалась государственная дискриминация верующих.

И в заключение отвечу на часто возникающий вопрос: сможем ли мы, православные христиане, обойтись без упоминания веры Бога в Конституции? Несомненно. Как обходились бы и без самой Конституции. Но само государство, если, конечно, мы говорим об исторической России, а не о чём-то абстрактном, без этой веры обойтись не может.

Напомню годы Великой Отечественной войны, в самом начале которой «ценности» классовой борьбы практически мгновенно сменились апелляцией к святым благоверным князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому, а также глубоко верующим русским героям Минину и Пожарскому, Суворову и Кутузову. Сегодняшние испытания, слава Богу, не столь серьёзны, но выйти из них без веры в Бога также не представляю возможным.

Участие Святейшего Патриарха Кирилла в голосовании по поправкам в Конституцию РФ. 25 июня 2020 года. Фото: patriarchia.ru

А завершить также хотелось бы цитатой Святейшего Патриарха Кирилла, сегодня, 25 июня 2020 года, досрочно проголосовавшего за поправки в Конституцию. Предстоятель Русской Православной Церкви не скрыл своего отношения к этому голосованию, и в том числе потому, что одна из поправок включает в себя упоминание веры в Бога. Поправка, по сути, предложенная им самим:

Впервые за весь послереволюционный период народ голосует за такую поправку в Конституцию нашей страны. Для верующих людей Бог – это абсолютная ценность. Ну а люди, которые не разделяют религиозных убеждений, тоже могут смело голосовать за эту поправку, потому что без абсолютной ценности нет точки отсчёта. Мы всегда делаем выбор между добром и злом, но для того чтобы сделать этот выбор, нужно ясно понимать, что такое добро и что такое зло. Так вот, для неверующих людей Бог и должен отождествляться с добром. А верующие люди, с полным осознанием важности упоминания Бога, будут, думаю, с особым чувством голосовать за эту поправку.

Добавить нечего. Уверен: для русского православного христианина иного выбора и быть не может.

Автор:
Михаил Тюренков