В 1918 году большевики издали свой Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Это советское наследие до сих пор не даёт нам двигаться в будущее. К современным поправкам в Конституцию.

По декрету Совнаркома об отделении Церкви от государства большевики лишили Православную Церковь прав юридического лица и всего имущества. Пролив в процессе изъятия церковных ценностей массу крови русских Новомучеников.

Как большевики пришли к отделению государства от Церкви

Предыстория этого события связана с нападением на Александро-Невскую Лавру в Петрограде красноармейцев.

13 января 1918 года (по старому стилю) вооружённый отряд большевиков во главе с Коллонтай попробовал реквизировать всё имущество и все помещения Лавры. Они всё описали и удалились. Но 19 января другой вооружённый отряд произвёл арест нескольких священников. Ими также был смертельно ранен протоиерей Пётр Скипетров (1863–1918) выстрелом в лицо. 13 детей протоиерея Новомученика остались без отца. В Лавре ударили в набат, и собралось множество людей, которые смогли отстоять Лавру.

Того же 19 января патриарх Тихон выпустил Воззвание с анафемой большевиков: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1Кор. 5:13)».

Патриарх

Патриарх Тихон выпустил Воззвание с анафемой большевиков. Фото: patriarchia.ru

20 января большевиками было устроено заседание Совнаркома, где они рассмотрели репрессивный проект Декрета об отделении Церкви от государства, изъятии её собственности и юридическом запрете на существование.

21 января в Петрограде прошёл полумиллионный крестный ход в защиту Церкви.

Ленин стал торопить большевиков с декретом. Затем лично его правил. И 23 января (3 февраля по новому стилю) декрет был опубликован в газетах «Правда» и «Известия».

Большевики констатировали, что отделяют Православную Церковь от своего государства, запрещают какие-либо указания на религиозную принадлежность граждан и какие-либо религиозные обряды в государственной и общественной жизни, отменяют религиозные присяги и клятвы, изгоняют Церковь из школы, реквизируют всё церковное имущество и запрещают Церкви владеть любой собственностью.

Священный Собор Православной Церкви, продолжавший тогда свои заседания, воспринял этот декрет как «злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения». И постановил, что «всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви» (Соборное постановление по поводу декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства).

Современное положение дел и поправки в преамбулу Конституции

В 1991 году атеистическое государство развалилось. И большевистский декрет 1918 года был отменён новой властью. Вместо него был принят Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Новый закон констатировал весьма существенные изменения отношения государства к религии.

храм

Государство, отказавшись от атеизма как своей основы, признало особую роль Православия. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Основной дух закона был выражен в тексте преамбулы: «Основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимаем настоящий Федеральный закон».

Новое государство, отказавшись от атеизма как своей основы, признало особую роль Православия и выразило уважение к традиционным религиям народов России. Эти изменения отношения к религиозным верованиям должны, наконец, войти и в корпус обновляемой Конституции.

Например, так: «Мы, русский народ, исторически сплотивший вековой братский союз народов Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в Бога, в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и признавая особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Автор:
Смолин Михаил