Индии нужно топливо, а России – инвестиции. Наши страны всегда легко приходили к взаимопониманию: делить нам нечего, а вот добиться вместе можно очень многого.

Энергия развития

Знаете ли вы, что такое Индия? Ну конечно же – огромная южная многонациональная страна, которая через три года станет самой населённой в мире, обогнав Китай (и коронавирус тут ни при чём!). Общие ассоциации со словом «Индия» перечислить несложно – касты, йога, «Камасутра», Гоа, Болливуд, все поют и танцуют. А ещё это одно из наиболее бурно развивающихся государств, пытающееся ударными темпами ликвидировать многовековую отсталость.

Прогресс в наше время возможен благодаря энергии. К счастью, Индия уже достаточно сильна для того, чтобы поставлять эту энергию даже из северных широт – нет, не из своего Каракорума, а из самой что ни на есть российской Арктики. Там на ледяные побережья Красноярского края, кажется, просто никак не могла бы ступить нога индийцев.

Фото: jithesh H K / Shutterstock.com

Но реальность превосходит самые смелые фантазии.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев напоминает, что Индия стала одним из крупнейших импортёров нефти: «В настоящее время Дели закупает порядка 50 млн тонн в год, объём импорта за 10 лет вырос на 40% – это очень мощный рост. России необходим столь перспективный партнёр». И мы этого партнёра получили!

В результате визита главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина в Нью-Дели и его встречи с министром нефти и газа Индии Дхармендрой Прадханом было не только подписано соглашение о поставке в Индию 2 млн тонн нефти до конца текущего года, но и проработана перспектива сотрудничества по амбициозному проекту «Восток Ойл».

Главным преимуществом этого проекта является его близость к уникальному транспортному коридору – Северному морскому пути. Эта транспортная артерия открывает возможность поставок сырья с месторождений проекта сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки, в том числе в Индию. Запуск «Восток Ойла» позволит увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году, а это ни много ни мало – задача, поставленная президентом нашей страны Владимиром Путиным.

Как сообщила индийская сторона по итогам визита, четыре индийские нефтяные компании весьма заинтересованы во вхождении в консорциум, разрабатывающий группу месторождений на севере Красноярского края – Ванкорский кластер (Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное месторождения), Пайяхская группа месторождений «Нефтегазхолдинга» и Западно-Иркинский нефтяной участок.

Российские и индийские компании также создадут рабочую группу, чтобы быстрее договориться об условиях сотрудничества. Но главное уже ясно: Индия будет инвестировать в этот проект. Об этом ещё в середине января сообщил министр газа и нефти этой страны Дхармендра Прадхан.

Фото: knyazev vasily / Shutterstock.com

Взаимная выгода

Компании этой древней страны уже сотрудничают с «Роснефтью» в разработке «Сахалина-1», «Таас-Юряха», Ванкорского кластера (консорциуму индийских компаний принадлежит 49,9% в Ванкорском месторождении), в строительстве «Дальневосточного СПГ». В свою очередь, «Роснефть» контролирует 49,13% крупной индийской энергетической компании Nayara Energy, а это – один из самых высокотехнологичных в мире НПЗ с возможностью переработки 20 млн тонн нефти в год, глубоководный порт для сверхбольших танкеров и сеть из 5600 автозаправок по всей Индии.

Юрист-международник Кира Сазонова (ИГСУ РАНХиГС) призывает анализировать ситуацию целиком: «Это тот редкий случай, когда двустороннее сотрудничество даёт взаимовыгодные преференции. Проект «Восток ойл» – это больше чем сотрудничество в нефтегазовой сфере, ведь проект тесно связан с идеей дальнейшей загрузки и увеличения интенсивности грузоперевозок через Северный морской путь. Задача эта поставлена президентом Путиным, и логическая сцепка «Восток ойл» – Северный морской путь сильно повышает статус этого проекта».

А ведущий научный сотрудник РИСИ Михаил Беляев напоминает: «Отношения двух стран имеют давнюю историю, глубокую экономическую основу и неконъюнктурный взаимный экономический интерес. Индия, которая может стать локомотивом мирового экономического развития, подобно Китаю требует повышенного потребления энергоресурсов. На фоне возрастающей напряжённости на Ближнем Востоке Индия всё больше заинтересована в диверсификации поставок энергоносителей, и понятно, что Россия – наиболее перспективный партнёр. Контракты «Роснефти» с индийскими компаниями не только по своим инфраструктурным масштабам, но и по идеологической составляющей выводят отношения двух стран на новый качественный уровень».

Ну и про 2 миллиона тонн, которые пойдут в Индию пока что из Новороссийского порта, тоже не забываем. Нью-Дели должен прочувствовать, что не ОПЕКом единым можно решать энергетические проблемы.

* * *

Один российский политик, более харизматичный, нежели влиятельный, мечтал помыть грязные сапоги в Индийском океане. Неизвестно, удалось ли ему это, зато мы точно знаем, что русские нефтяники давно работают в Индии, а теперь и индийский бизнес совместно с российским успешно развивает добычу нефти близ Северного Ледовитого океана. И, что характерно, на самом высоком экологическом уровне – никакой грязи!

Автор:
Дементьев Иван