Украинская лжецерковь ПЦУ, манипулируя социологией, пытается представить себя религиозной организацией большинства, однако не может навести элементарный порядок в собственных рядах.

Гражданин Украины Сергей Думенко, именующий себя «Блаженнейшим Епифанием, предстоятелем Православной церкви Украины» и рядящийся в одежды православных митрополитов, на днях отметил своё 41-летие. К этому событию был приурочен целый ряд мероприятий, включая заседание «синода» возглавляемой им лжецеркви. Несмотря на патетичность сделанных заявлений, становится очевидным: ПЦУ (также известная как СЦУ) находится в состоянии глубочайшего кризиса. И, несмотря на поддержку со стороны светских властей, эта псевдоправославная националистическая секта продолжает маргинализироваться.

Ложь, большая ложь и статистика

Итак, ключевой тезис, который в эти дни лжемитрополит Епифаний пытался донести до «широких народных масс», — это банальная ложь, что «социологические опросы говорят о принадлежности к ПЦУ большего количества людей, чем существует наших приходов, в которые они могут прийти». Данные опросов тоже были приведены. Точнее, одного опроса, проведённого «Украинским институтом социальных исследований».

Если верить «институту», приверженцами ПЦУ-СЦУ назвали себя 38,6% украинцев, свою же принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви засвидетельствовали лишь чуть более 20% опрошенных.

Лжемитрополит Епифаний сообщил, что «социологические опросы говорят о принадлежности к ПЦУ большего количества людей, чем существует наших приходов, в которые они могут прийти», но это банальная ложь. Фото: paparazzza / Shutterstock.com

На первый взгляд, ситуация удручающая. Но даже если поверить украинским придворным социологам (а упомянутый «институт» всегда обслуживал «партии власти»), то речь идёт только о том, как в условиях многолетнего давления в большинстве своём невоцерковленные граждане Украины ответили на, по сути, провокационный вопрос. Вопрос о том, являются ли они прихожанами «Московского патриархата», зачастую именуемого «оккупантской» Церковью, или же относятся к «патриотической» ПЦУ-СЦУ. Очевидно, что в условиях тотальной националистической пропаганды люди, лишь изредка заходящие в храм «поставить свечку», ответили так, как этого хотели «социологи».

На фоне этого «успехи» ПЦУ-СЦУ в отношении захватов православных храмов в течение последнего года выглядят уже куда бледнее. Хотя режим Зеленского в данном случае мало отличается от режима Порошенко: светские власти так и не остановили рейдерские действия раскольников, нередко сопровождающиеся избиением православного духовенства. Однако, как и в предыдущие годы, ни один из переходов храмов канонической Церкви в ПЦУ-СЦУ не произошёл с добровольного согласия церковной общины. В большинстве случаев за неё решение принимала община сельская, зачастую состоящая из нецерковных людей, одурманенных националистической пропагандой.

Секта пустых храмов

А теперь о реальной ситуации в религиозной жизни Украины. Её, как ни странно, описал живущий в Германии социолог и религиовед Николай Митрохин, человек, мягко говоря, весьма критически относящийся к Московскому Патриархату и написавший о Русской Православной Церкви несколько откровенно очерняющих её текстов. Но вместе с тем в данном вопросе исследователь попытался быть объективным. В своей последней работе он элементарно подсчитал число верующих, посещающий богослужения канонической Церкви и «службы» в храмах, захваченных ПЦУ-СЦУ. Итак, воскресенье, 2 февраля 2020 года:

Шесть храмов УПЦ (в трёх по две литургии) — 990 человек. Четыре храма и часовни ПЦУ — 365 человек. Причём половина — из одного храма УПЦ, перешедшего в ПЦУ.

Ни один из переходов храмов канонической Церкви в ПЦУ-СЦУ не произошёл с добровольного согласия церковной общины. Фото: Str / Globallookpress

При этом Митрохин оговаривается, что один из раскольнических храмов — это едва ли не самый популярный приход ПЦУ-СЦУ, возглавляемый бывшим митрополитом канонической Церкви Александром (Драбинко), чуть более года назад ушедшим в раскол:

Ни одного полностью занятого верующими храма ПЦУ найти не удалось (у митрополита Александра (Драбинко) на ранней литургии — 15 человек причастников на храм в 500 человек). Найдена часовня ПЦУ (при нацакадемии СБУ с открытым доступом с улицы), где на службе (по словам служителя) сегодня был один человек (при наличии рядом огромных домов и жилого комплекса, а также общежития академии). Два храма ПЦУ на Теремках обслуживают компактный массив минимум тысяч на 20 населения, но суммарно там было 280 человек (три литургии). У УПЦ верующими храм наполнен до дверей, занят каждый второй, при этом в одном случае (храм в парке на Соломенке) были люди, стоящие на улице (и колонки для них).

И такая ситуация, а зачастую гораздо хуже — практически во всех приходах ПЦУ-СЦУ. И для этого не нужно специальное социологическое исследование. Достаточно зайти на официальные сайты раскольнических храмов и взглянуть на фотогалереи праздничных «богослужений». Практически везде полупустые, а чаще пустые храмы с несколькими «священнослужителями» и горсткой прихожан или даже захожан. И прошлогодние крестные ходы православных и раскольников в день святого равноапостольного великого князя Владимира — лучший тому показатель. Каноническая Церковь собрала на эти торжества около 300 тысяч верующих, ПЦУ-СЦУ — не более 20 тысяч своих адептов.

Разборки лжемитрополитов и лжепатриарха

Но и это ещё не всё. Телеканал «Царьград» в своих материалах не раз упоминал, что в украинской националистической секте ПЦУ-СЦУ уже наблюдаются внутренние расколы. И это не только действия её отца-основателя, лжепатриарха Филарета (Денисенко), отказавшегося подчиняться своему ученику и ставленнику, лжемитрополиту Епифанию. Но и действия ещё нескольких лжеархиереев этой структуры, в частности одного из самых влиятельных — лжемитрополита Михаила (Зинкевича), в декабре 2018-го претендовавшего на пост «предстоятеля» ПЦУ-СЦУ. И тогда только лжепатриарх Филарет смог убедить его уступить лжемитрополиту Епифанию.

Так, 4 февраля 2020 года в числе решений «синода» ПЦУ-СЦУ было осуждение «самовольных действий» как лжепатриарха Филарета, так и лжемитрополита Михаила. Первый был отправлен «на покой», второй пока ограничился просто «осуждением». Но даже столь мягкое решение вполне может вызвать месть со стороны весьма влиятельного в раскольнических кругах и амбициозного лжеархиерея, возглавляющего одну из самых крупных «епархий» ПЦУ-СЦУ — Волынскую.

Конечно, украинские ряженые самозванцы и сегодня продолжают держаться за счёт административного ресурса и националистической пропаганды, в реальности являясь религиозной организацией абсолютного меньшинства населения Украины. Но, несмотря на то, что земли Юго-Западной Руси остаются под властью антицерковного и откровенно русофобского режима, а каноническая Церковь на её территории остаётся гонимой, многие люди постепенно начинают прозревать, понимая, кем на самом деле являются те, кто именует себя «украинской поместной церковью». И банально «голосуют ногами», обходя стороной захваченные раскольниками храмы.

Автор:
Тюренков Михаил