Как-то так получилось, что почти одновременно в Сети появились результаты социологического опроса «Патриотизм, язык и внешнеполитические приоритеты», проведенного фондом «Демократические инициативы» и Центром Разумкова в декабре 2019 года, и данные электронной переписи населения Украины по выявлению «присутствующего населения» в стране.

Но внимание общественности было отвлечено выкрутасами президента Зеленского и премьера Гончарука. «Государственный уровень» мышления и действий первый демонстрировал в Израиле, второй – в Давосе, когда призывал иностранных инвесторов кричать «Слава Украине!». А во Львове раздался голос свободовца Кошулинского, бывшего вице-спикера Верховной рады (2012-2014), который не понимает, почему после возвращения Крыма в состав России и образования ДНР и ЛНР, только 75% опрошенных на Украине идентифицируют себя в качестве граждан Украины.

В декабре 2019-го вопрос социологов по поводу «гражданства» звучал так: «Кем Вы себя в первую очередь считаете?» Тогда в целом по Украине 15,6% опрошенных посчитали себя «жителем региона (области или нескольких областей), где проживают», 74,9% «гражданином Украины», 2,6% «представителем своего этноса, нации».

По регионам картина была следующая.

Кошулинскому, как и Тягнибоку, #армовиру Порошенко, Фарион или Ницой, языковому омбудсмену Татьяне Монаховой, а возможно, и нынешнему президенту Зеленскому хочется, чтобы все 100% опрошенных считали себя «гражданами Украины» или связывали (отождествляли) себя с Украиной, наконец чтобы все стали «украинцами».

Хочется, чтобы всё было украинским на все 100%. А права граждан Украины их не интересуют, потому что есть слоган «один язык-один народ-одно государство». Их не останавливает и предстоящее 75-летие Победы над теми, кто хотел Deutschland über alles.

Украинизаторы не хотят прекращать насилие над обществом и несмотря на то, что за последнее десятилетие произошли большие изменения.

Если в 2019 году 74,9% респондентов идентифицировали себя в качестве «граждан Украины», то в декабре 2005 года только 31,3% опрошенных связывали (отождествляли) себя в первую очередь с Украиной в целом (общеукраинская идентичность), а 44% с местом проживания (локальная идентичность), 14,8% с регионом проживания, 2,9% с Советским Союзом, 0,8% с Европой. Локальная идентичность преобладала во всех областях Украины, кроме западных, где 40,4% связывало себя с Украиной в целом. В центре и на востоке страны о выборе общеукраинской идентичности тогда заявили по 30% респондентов, на юге 25%.

В апреле-мае 2016 года 40,1% опрошенных связывали (отождествляли) себя в первую очередь с Украиной в целом, 39,6% с городом или селом и 11,4% с регионом проживания, 2,1% с Советским Союзом, 1,5% с Европой, 0,6% с Россией.

Мы видим, что социологи ещё в 2016 году не фиксировали значительных перемен в общественном сознании, хотя в 2014-м Крым ушёл в Россию, восстал Донбасс.

Значит, сработал накопленный потенциал украинизации Украины. Но в ходе украинизации Украина из 52-миллионной страны в 1991 году превратилась в страну с 37-миллионным населением в 2019-м.

Это произошло главным образом из-за идеологии украинского интегрально национализма. И чем больше будет этой идеологии, тем меньше будет территория Украины.

Обратим внимание на то, что в 2019 году в западных областях, которые продвигали националистическую идеологию за Збруч и за Днепр, тех, кто считает себя «гражданином Украины», было меньше (76,2%), чем в центральных (77,7%) и южных (83,6%) областях. Галичане, похоже, начинают думать больше о Галичине, чем о Большой Украине. Показательно и то, как респонденты относятся к «этносу». Это слово наряду с «нацией» на протяжении десятилетий так мощно заколачивали в сознание жителей Украины, что для них оно перестало что-либо значить. Опрос это показал. В первую очередь считают себя «представителем этноса» от 0,7% опрошенных в южных областях до 3,3% в центральных областях Украины.

А нынешний режим продолжает топать по пути тотальной украинизации. Никак не расстанется с Бандерой и Шухевичем, насильственным насаждением украинского языка во всех сферах, вслед за принятыми при Порошенко законами об образовании и украинскому языку принят закон о среднем образовании, готовится закон по СМИ. На Конституцию Украины, на ранее принятые законы, на рекомендации Венецианской комиссии наплевать…

* * *

Результаты исследования социологов «Патриотизм, язык и внешнеполитические приоритеты» и данные электронной переписи населения Украины показывают масштабность попирания прав граждан в области русского языка – попираются права более 10,5 млн. граждан Украины. А это больше населения Грузии, Эстонии, Литвы, Латвии, вместе взятых (9,7 млн. человек).

Вот факты. В декабре прошлого года социологи фонда «Деминициативы» и Центра Разумкова задавали вопрос: «На Ваш взгляд, какой статус должен иметь русский язык на Украине?»

Ответы распределились следующим образом (в скобках указаны результаты опроса в июне 2019 года):

1. Русский язык должен свободно использоваться в частной жизни, а украинский язык остаётся единым государственным – 68,5% (66%);

2. Русский язык должен иметь статус официального языка в отдельных регионах Украины – 15,0% (11%);

3. Русский язык наряду с украинским должен стать государственным по всей территории Украины – 11,5% (21%).

То есть значительная часть граждан Украины ратовала и ратует за русский язык во всех сферах жизни общества и государства (оставим на совести социологов формулировку ответа по поводу русского языка в «частной жизни»).

А теперь посмотрим на показатели не в процентах. Посмотрим на то, сколько людей заинтересовано в том, чтобы русский язык был официальным или государственным. По регионам. В таблицу социологов на украинском языке (в оригинале) мы включили данные о численности населения по регионам (Запад, Центр, Юг, Восток), используя данные Кабмина по электронной переписи.

Нами подсчитаны численность населения по регионам и число людей в его составе по % респондентов, отметивших 2-ю и 3-ю позиции при ответах (например, на Западе 0,7% опрошенных посчитали, что «Російська мова поряд з українською має стати державною по всій Україні». 0,7% от 7,675 млн. человек составляет 0,532 млн. человек).

На Вашу думку, який статус повинна мати російська мова в Україні?

 

По данным электоронной переписи населения, на Западе Украины (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая области) проживало 7,675 млн. человек, в Центре (Киев, Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская области) – 14,501 млн. человек, на Юге (Николаевская, Одесская, Херсонская области) – 4,313 млн. человек и на Востоке (Днепропетровская, Запорожская, Харьковская области и подконтрольные Киеву части Донецкой и Луганской областей) – 10,739 млн. человек.

* * *

Власти Украины попирают интересы и права 10,56 млн. жителей Украины из 37,28 млн. «присутствующего населения», не позволяя им быть полноправными гражданами страны.

А это больше населения Грузии (3,7), Эстонии (1,3), Литвы (2,8), Латвии (1,9), вместе взятых (9,7 млн. человек). Это больше населения Белоруссии (9,5 млн. человек). Но это массовое нарушение прав человека в «форпосте западной цивилизации», как часто называли в Киеве Украину в период порошенковского правления, спокойно наблюдают в тех цивилизованных странах, которые и замутили украинизацию Украины. А Зеленскому, видимо, не дано понять суть проблемы.

Михаил ЗАДОРОЖНЫЙ