Главной чертой украинской политики в новом году будет инерционность – не стоит ждать революций, майданов, и даже выборов. Такое мнение высказал политолог Руслан Бортник. Его подтверждают и данные соцопросов, которые провел КМИС.

Так, половина украинцев не готовы участвовать в любых акциях массового протеста, и эта цифра не изменилась с прошлого года – 49%. А те кто готовы? Их калачом не заманишь на митинги, хотя число недовольных растет: с 44% в 2018-м до 48% в прошлом. Однако, как подчеркивают исследователи, «протестовать» граждане готовы исключительно на выборах, ставя галочку в бюллетени, как это было на «мирном электоральном майдане», где люди снесли Порошенко, отдав предпочтение Зеленскому.

А вот готовность населения принять участие в санкционированных митингах и демонстрациях практически не изменилась и составляет 11%, а в несанкционированных митингах и демонстрациях даже несколько уменьшилась (с 4% до 2%). Этим и объясняется тот факт, что большинство акций протеста в стране – заказные, и неважно, чего они касаются, продажи земли или борьбы с фашизмом. Это понимает и большинство граждан Украины. «Проще уехать, чем сопротивляться. Государственную машину не перебороть, да и лидеров нет для протестной борьбы. Одни сбежали, другие легли под власть или перекрасились, третьих запретили-задушили», — считает Виталий Клим. Поэтому украинцы готовы подписывать петиции (16%), ходить на выборы, чтобы сменить власть (34%), в крайнем случае, собираться на разрешенные митинги — 10%.

Но самое пикантное в том, что пассионарии всех революций – жители Западных регионов – резко утратили тягу к сопротивлению. Самый низкий уровень готовности к протестам наблюдается в Галичине (62% не желают больше майданить), а вот самый высокий – на востоке страны. Там «отсиживаться в окопе» будут 38%, остальные 62 готовы вставать и бороться за свои права. В Центральном и Южном регионах ситуация практически не отличается: там половина населения будет молчать, а вторая – выступать в протестами. Стоит ли удивляться, что украинские олигархи сейчас делают ставку на левые партии (например, одну из них финансирует Коломойский, другую раскручивает Аваков), именно с целью наловить протестные голоса восточных областей. Так что новый парламент, в случае, если перевыборы состоятся в 2021 году, будет изрядно «покрасневшим». И, естественно, все левые силы (вроде партии СЛС Гольдарба) будут ручными и прикормленными, только одних купят бывшие регионалы типа Колесникова, а других – «жидобандеровцы» типа Коломойского. Кстати, ориентир теперь будет делаться не на сельскую биомассу, которая была двигателем двух майданов, а на городских жителей. А значит, электоральный вектор сместится в города и областные центры. По данным КМИС, сейчас уровень готовности к протестам у городского населения выше, чем у сельского (50% против 42%). Кстати, граждане Украины с высшим образование в большинстве своем готовы менять власть на выборах, а люди с неполным средним образованием (а это более 20 процентов), хождению к урнам предпочитают быстрые и решительные перемены в виде «революции гидности».

Ольга Талова