Регион Ближнего Востока и Северной Африки за последнее десятилетие окончательно стал плацдармом противостояния между различными интересами. Попытка США экспортировать демократию в регион на броне своих танков с треском провалилась, и к государствам теперь приходит переосмысление. Почему они теперь делают ставку на Россию, а не на США?

Ближний Восток географически и экономически занимает такое место, что просто исторически обречён быть связующим звеном между Евразией, Востоком и Африкой. Кроме этого, регион крайне богат природными ресурсами. Противостояние на Ближнем Востоке и в Северной Африке между властителями мировых империй длится с древнейших времён, не прекращается оно и сегодня.

В то же время к 2019 году мы можем констатировать, что американский проект демократизации стран региона провалился. Ирак так и не стал демократическим и цельным государством, Ливия продолжает лежать в руинах, разделена и медленно восстанавливается, Сирия победила терроризм с помощью России, а США вынуждены ретироваться.

Все эти события не могли не оказать влияние на расклад геополитических сил. Всё больше авторитетных специалистов и политиков делают ставку на развитие региона по российскому сценарию. Они выбирают восстановление, стабильность и процветание. Именно с этими краеугольными ценностями сейчас связывают политику России и её президента Владимира Путина в регионе. Почему американский и в целом западный план провалился?

Ливия 2.0

Как пишет агентство Bloomberg, у «России есть план для Ливии — другой Каддафи». Материал озаглавлен именно так. Аналитики отмечают, что сын бывшего ливийского лидера Саиф аль-Ислам Каддафи имеет президентские амбиции и способен консолидировать общество Ливии при поддержке России. Саиф аль-Ислам, как полагает Bloomberg, ждёт от Путина и финансовой помощи, а также поддержки в установлении контактов с центрами власти в современной Ливии. Что это значит?

Так как США в регионе теперь почти отсутствуют, Кремль видит возможность стать ключевым посредником в Ливии, оставшейся без управления в результате раскола после свержения и убийства Муаммара Каддафи в 2011 году. Россия может быть воодушевлена этой целью, учитывая планы США по выводу войск из Сирии,

— отмечает агентство.

Саиф аль-Ислам Каддафи. Фото: www.globallookpress.com

Источники агентства сообщают, что с 2016 года в Москву регулярно приезжает командующий Ливийской национальной армией, фельдмаршал Халифа Хафтар, который также метит в президентское кресло. Однако Москва не давала каких-либо гарантий, и до сих пор не ясно, кого из потенциальных кандидатов поддержат в Кремле, считает агентство. Дело в том, что в Кремле, судя по всему, больше озабочены созданием внутриливийского диалога, установлением связи между противоборствующими группировками, что даёт России преимущества в сравнении с другими странами, которые поддерживают либо одну сторону, либо другую.

Bloomberg также ссылается на специалиста ливийского центра в Тобруке Мухаммеда эль-Джарха, который полагает, что симпатии Москвы окажутся на стороне сына Муаммара Каддафи, так как у России и ранее был налажен контакт с властями, и они «хорошо знают друг друга».

Телеканал «Царьград» ранее подробно анализировал расклад политических сил в Ливии и отмечал, что у Москвы есть тесный контакт вовсе не с сыном Каддафи, который заявил о себе только сейчас, а как раз с Халифой Хафтаром. Генерал отлично говорит по-русски и учился в СССР ещё в 1970-х годах. Вместе с тем Bloomberg указывает на то, что Хафтару может помешать возглавить Ливию его возраст — фельдмаршалу уже 75 лет.

Есть в Ливии ещё одна фигура — сподвижник Хафтара, политик Ареф Али Найед. С сентября Найед уже дважды приезжал в Москву, по итогам встреч в столице России ливийский политик заявлял, что считает себя подходящей фигурой для объединения страны. По его мнению, решающую роль в этом процессе должна сыграть именно Москва.

Что же мы имеем в итоге? Все ключевые фигуры, которым прочат пост президента Ливии, ищут поддержку у России, а не где-то ещё. И теперь об этом говорится открыто как самими политиками, так и авторитетным агентством Bloomberg.

Выгоды для России

Стоит отметить, что приход к власти одного из лояльных Москве кандидатов принесёт России и экономическую выгоду. Западная интервенция в Ливию, «Арабская весна», разделившая страну, посеявшая на её территории хаос и стоившая жизни Муаммару Каддафи, преследовала именно цель установления контроля над богатым нефтью регионом.

Для Путина, который гневно осудил военную кампанию под руководством НАТО, прекратившую 40-летнее правление Каддафи, восстановление России как ключевого игрока в Ливии после успешной интервенции в Сирии укрепило бы положение его страны в ущерб США. Это также открывает путь к контрактам на восстановление страны стоимостью в миллиарды долларов, даёт доступ российским компаниям к богатым месторождениям Африки и, возможно, приведёт к появлению военно-морской базы на Средиземном море,

— полагает агентство.

С этим сложно не согласиться. С одной маленькой поправкой: речь об «интервенции» в Сирии не шла и не идёт сейчас, военные успехи ВКС России в борьбе с террористами и их действия по приглашению сирийских властей ни в коем разе нельзя считать интервенцией. Однако факт есть факт: США из Сирии уходят, кампания в битве за свои интересы ими проиграна, как проиграна она и для всей западной коалиции, а Россия продолжает помогать властям Сирии восстанавливать страну.

На этом фоне как раз и появляются «пророссийские» кандидаты на высший пост в Ливии, что усиливает тревогу Запада, но сулит Москве большую выгоду. Bloomberg пишет, что «политика Кремля даёт свои результаты». В частности, Россия намерена заключить с Ливией контракт на строительство скоростной ветки железной дороги из Бенгази в Сирт. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов. Магистраль уже начинали строить, однако в страну пришла война.

Выгодные контракты могут заключить и российские оборонные предприятия — восстановленной стране понадобятся различные виды вооружений, например, зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-300, которые уже есть у Сирии, военная техника. По оценке Bloomberg, из-за падения правительства Каддафи Россия потеряла около четырёх миллиардов долларов на несостоявшихся поставок вооружений в Ливию.

Страна между тем уже закупила у России зерно на 700 млн долларов. Агентство полагает, что Москва также продолжит реализовывать в Ливии свои энергетические интересы. В октябре 2018 года в Москву приезжал глава Ливийской национальной нефтяной корпорации Мустафа Саналла, который встретился с представителями «Газпрома» и «Татнефти». Он обсуждал с ними возобновление тех проектов, которые были ещё при Каддафи.

«Роснефть» уже согласилась проводить разведку и добычу нефти в Ливии, намерена покупать добытую в стране нефть. Пока что все сделки и переговоры идут не через Хафтара. Они не могут проводиться и через сына Каддафи, который всё ещё находится в списках международного розыска по линии Международного уголовного суда (МУС), то есть имеет и юридические препятствия для того, чтобы возглавить страну.

Фото: PhotoStock10 / Shutterstock.com

Переговоры ведутся с Триполи, где заседает Правительство национального единства (ПНЕ), признанное ООН и наделённое правом заключать соглашения с другими государствами. Там же, в Триполи, находится и штаб Ливийской национальной нефтяной корпорации. В то же время у Москвы пока есть трудности с иностранными интересами в Ливии.

«Ситуацию запутывают силы извне. Италия и Катар поддерживают Триполи и ПНЕ, а Объединённые Арабские Эмираты, Египет и Франция встали на сторону Хафтара», — отмечает Bloomberg.

А как же США?

США практически полностью отстранены от влияния на политические силы в Ливии. В 2011 году Вашингтону казалось, что стоит лишь провернуть очередной раунд «Арабской весны» в Ливии, как на место «диктатора» Каддафи придёт лидер, лояльный Америке. Мы прекрасно помним, как Хиллари Клинтон, которая тогда была госсекретарём, громко смеялась и радовалась, глядя на кадры убийства Муаммара Каддафи, тело которого было буквально растерзано оппозиционными экстремистами. Могла ли тогда госпожа Клинтон предположить, что в итоге США не смогут сделать ничего из намеченного в этой стране, исключая разве что кровавую бойню и убийство её лидера? Вероятно, нет.

По мере того как Россия укрепляет свои связи, президент Дональд Трамп предпринимает глобальное отступление, и Сирия тут — последний пример, демонстрирующий, что США плывут по течению,

— констатирует Bloomberg.

Муаммар Каддафи. Фото: www.globallookpress.com

При этом США не могут противопоставить российскому влиянию, например, деятельность своего посольства, которого в Ливии у Вашингтона просто нет. Дипмиссия США в Бенгази была закрыта после убийства там американского посла Кристофера Стивенса. И хотя у России сейчас тоже нет в Ливии посольства, наша страна располагает там гораздо большим, а именно — влиянием.

В ноябре администрация США работала над новой стратегией по Африке, и Вашингтон отправил исполняющего обязанности помощника министра по делам Ближнего Востока Дэвида Саттерфилда на конференцию по Ливии, которая проводилась под руководством Италии. От России во встрече принимал участие премьер Дмитрий Медведев.

Собственно, это всё, что смогли сделать США.

Именно поэтому теперь даже Bloomberg и опрошенные агентством эксперты признают: США сдали Ливию России. Почему России? Вовсе не потому, что она является неким противником Штатов в регионе. Нет, всё дело в тех связях, которые всегда имела наша страна с Ливией. Арабское государство всегда видело в Москве верного и надёжного партнёра, чётко выполняющего свои обязательства.

Если принять во внимание всё то, что США натворили в Ливии, выбор ливийских политиков в пользу сотрудничества с Россией становится более понятным. Пока нет ясности в том, кто точно будет участвовать в президентских выборах, однако и тут Россия повела себя мудро, больше заботясь об объединении страны, чем о поддержке конкретной силы. И почти каждый потенциальный кандидат уже выражает симпатии Москве.

Автор:
Кучер Егор