Роскачество представило ежегодный рейтинг игристых вин российского производства. По результатам экспертизы высокие оценки получили 2/3 тестировавшихся марок шампанского

«Припеваючи жить и шампанское пить…»

Н. Некрасов

Немного из истории вопроса

Салат «Оливье», мандарины и шампанское — вот, пожалуй, три наших главных национальных символа Нового года. По крайней мере, его застольной части. Особенно шампанское, которое в сознании многих воспринимается исключительно как новогодний напиток. Но так было далеко не всегда.

Первоначально шампанским назывались исключительно вина, произведённые из винограда французской провинции Шампань по специальной технологии естественного брожения. До начала XIX века шампанские вина не пользовались в России большой популярностью. По-видимому, это было связано с дороговизной импортного продукта. Далеко не все могли позволить себе бутылку Клико, основного на тот момент поставщика шампанских вин в Россию.

Всё изменилось после победоносного похода российской армии во Францию в 1815 году. Так случилось, что последний общий смотр русской армии перед возвращением на родину император Александр I провёл на равнине у горы Монт-Эме, находившейся как раз в регионе Шампань. Понятно, что русские офицеры и солдаты на правах победителей подробно изучили и, естественно, опустошили все винные подвалы знаменитой провинции.

Надо признать, непривычное игристое вино пришлось им по вкусу. Хозяйка же знаменитой марки, мудрая вдова Клико, подсчитывая убытки, не думала при этом расстраиваться. Во всяком случае, легенда приписывает ей следующие пророческие слова: «Сегодня они пьют. Завтра они заплатят». Так и вышло: после французского похода Россия в самое короткое время стала вторым (после самих французов) потребителем шампанского.

Фото: Africa Studio / Shutterstock.com

В советскую эпоху шампанское поначалу воспринималось как непременный и сомнительный атрибут буржуазного образа жизни. Вот что пишет об этом историк русской кухни Павел Сюткин:

Символ прожигателей жизни — дворян, купцов да биржевых маклеров в царской России — должен был превратиться в мощный пропагандистский козырь. Видите, мол, у нас в СССР каждый рабочий может позволить себе шампанское. В принципе, это удалось. Оттуда и возникла традиция встречать Новый год именно с бокалом этого игристого вина.

Действительно, этот политтехнологический трюк советскому руководству удался на 100%. С этого момента шампанское становится каноническим праздничным алкогольным напитком в Советском Союзе.

Как сделать правильный выбор

Первое, на что необходимо обратить внимание при выборе игристого вина, — это категория товара. И здесь не всё так просто, как может показаться. За последние несколько лет на российском рынке многократно выросла доля так называемых «игристых винных напитков» (один такой популярный бренд продаётся уже в объёме более 80 млн бутылок в год).

Они, как правило, имеют красивые «иностранные» названия, напоминающие итальянские винные бренды. Такая же форма бутылки, красивая разноцветная фольга и пробка с проволочкой-мюзле. Пахнуть могут чем угодно — от персика до клубники. Только к классическому игристому вину они имеют очень отдалённое отношение,

— утверждает Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества, куратор проекта «Винный гид России».

Стоимость таких продуктов начинается от 150 рублей. Крепость — в районе 8%. Особенной популярностью пользуется у прекрасной половины покупателей. Но вкусовые достоинства этого напитка не может компенсировать даже невысокая цена. Похожий игристый продукт легко сообразить в домашних условиях при помощи подручных средств и материалов: сифон, виноградный сок, немного алкоголя и воды. Как говорится, дёшево и сердито.

Самый надёжный способ выбрать настоящее вино — внимательно прочитать этикетку. В том случае, если надпись «игристое вино» или «российское шампанское» на этикетке отсутствует, необходимо перевернуть бутылку и обнаружить там искомую надпись: «винный напиток газированный».

Лучшие шампанские вина

Перед Новым годом Роскачество уже традиционно опубликовало ежегодный рейтинг игристых вин российского производства среднего ценового сегмента. Исследование было сделано в рамках «Винного гида России», создаваемого Роскачеством совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России. В соответствии с мировым опытом составления винных рейтингов, эксперты Роскачества провели дегустацию российских игристых вин. С этой целью в случайно выбранных обычных магазинах были закуплены образцы от производителей из Крыма, Севастополя, Краснодарского края и Ростовской области в ценовой категории от 200 до 1000 рублей. Оценка игристых вин производилась по шкале действующего ГОСТа. Лучшие марки по итогам дегустации были внесены в Национальный винный каталог.

Фото: www.globallookpress.com

По итогам экспертизы и дегустации из 50 представленных марок 37 получили высокие оценки.

Первое место завоевало игристое вино «Абрау-Дюрсо», выпускаемое и маркированное Victor Dravigny. Эксперты отметили в нём интенсивную игру пузырьков, насыщенный аромат и продолжительное послевкусие.

Далее в рейтинге (2-4 места) разместились три продукта торговой марки «Шато Тамань»: белый брют, полусухое белое «Мускатное» и розовый брют «Селект Розе».

Пятое место досталось «Мускату Оттонель» товарного знака «Фанагория».

Всего три марки игристого вина не прошли минимально допустимый уровень в 71 балл и, таким образом, не смогли соответствовать требованиям ГОСТа.

Согласно мнению экспертов Роскачества, высококачественные российские игристые вина вполне можно приобрести и в ценовой категории до 500 рублей. Однако необходимо учитывать, что игристые вина этой ценовой группы тем не менее выпускаются по технологии вторичного брожения.

Автор:
Рябцев Илья