Широко известен пропагандистский миф о том, что всеобщим образованием мы обязаны исключительно Советской власти, благодаря победе которой темная «вековой отсталостью» Россия получила наконец доступ к знаниям. На поверку все оказывается с точностью до наоборот: Октябрьский переворот и развязанная по его результатам кровопролитнейшая гражданская война отодвинули время реализации образовательной программы Царского правительства на годы и годы.
За период правления последнего Императора Россия существенно сократила число неграмотных:
При существовавших темпах развития начальной школы в Российской Империи достигнуть всеобщего четырехклассного образования планировалось к 1921 году. Для сравнения: в Советской России в 1937 году среднее число лет образования у населения старше 9 лет составляло 3,376, сообщает Кириллица
Заметка сразу привлекла внимание красных агитаторов, которые за грубость были отправлены в бан.
Они размахивали дореволюционными данными, в частности данными «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 год», манипуляция которыми якобы должна была оспорить сделанные в материале очевидные выводы о сокращении числа неграмотных в Империи в конце 19 — начале 20 вв.
Так вот, информация сборника, на который они ссылаются, совпадает с советскими же данными статистики, и показывает, что указаны нами в заметке числа более — менее верны и вполне обоснованно отражают обозначенную тенденцию :
«Сведения по последним предреволюционным годам публиковались в советских стат. сборниках. Откуда, как правило, и брались советскими исследователями. Согласно этим сведениям, общая динамика роста грамотности среди принятых на службу в последние годы существования Российской империи, была такова:
1890 год -31,5 %;
1905 год — 55,9 %;
1911 год — 66,7 %;
1913 год — 67,8 %
Эти данные введены в научный оборот еще в 1920-е годы, хорошо известны и предоставлены, например, в известных работах А. Г. Рашина и И. М. Богданова. У последнего автора с важной пометкой, что это показатель грамотности «с учётом умеющих только читать»[1]. Т. е. и по статистике на 1913 год грамотные засчитывались вместе с малограмотными. И таковых как уже было сказано выше, в 1913 году было 67,8 %.
Данные из советских источников можно частично проверить, используя официальные дореволюционные источники. Так по данным «Военно-статистического ежегодника армии за 1912 год», среди принятых на военную службу в 1911 году, умеющих читать и писать (грамотных) было 220 618 — 52,06 % (при этом, не умеющих читать и писать по-русски 8254 — 1,95 %); а умеющих только читать (т. е. малограмотных) 48 669 — 11,49%; и 146 217 неграмотных — 34,50 %[2]. Итого малограмотных вместе с грамотными выходит — 66 %. Это соответствует данным советской статистики на 1911 год, таким образом, советским стат. данным.
[1] Рашин А. Г. «Население России за 100 лет» М. 1956 С. 304-305; Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР М. 1964 г. С. 52 Со ссылкой на: «Грамотность в России» М. ЦСУ 1922 С. 23; Согласно данным из другого источника (Большая Советская Энциклопедия 2-е издание) грамотность новобранцев в 1913 году составила 73%, с пометкой, что эта статистика «принимала за грамотного умевшего написать лишь свою фамилию» (Грамотность // Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия» Изд. 2 1958 Т. 12. С. 434).
[2] Военно-статистический ежегодник армии за 1912 год СПб 1914 С. 141–142 — http://pyhalov.livejournal.com/58131.html«
То, что в Империи активно шла работа по внедрению обязательного всеобщего образования:
http://reformshistory.ru/reformy/reformy-nikolaya-vtorogo/reformy-obrazovaniya/o-vvedenii-vseobshchego-nachalnogo-obucheniya
http://www.charmingrussia.ru/2016/07/blog-post.html
В царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем за 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возросли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70.000.000 р. в 1894 г. до 300.000.000 р. в 1913 г.
В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них (помимо церковно-приходских школ). В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек.