22 апреля 1864 года из Кронштадта в Ораниенбаум вышел первый в мире паровой ледокол «Пайлот». Спроектировал это чудо тогдашней инженерной мысли русский судовладелец и судостроитель Михаил Бритнев. Фактически это каботажное плавание открыло эру ледокольного флота не только в России, но и по всему миру. В построении небольшого парохода был применен принцип, используемый в поморских торосных лодках. Как и они, пароход наползал носом на лед и ломал его своей тяжестью.

Английское название первого ледокола объясняется тем, что Бритнев переделал купленный в Англии винтовой буксир «Пайлот», срезав его нос ниже ватерлинии под углом 20°.
Характерно, что и само название «ледокол» тоже придумал русский инженер — начальник Морской строительной части Кронштадтского порта Николай Леонтьевич Эйлер.
Несмотря на небольшой размер и относительную легкость, судно подтвердило свои превосходные ледокольные качества уже в первом же походе. Тем не менее бюрократы морского ведомства не вдохновились судостроительной концепцией Бритнева, сочтя более перспективной традиционную конструкцию парохода, который должен был не ломать, а колоть лед перед собой с помощью специальных громоздких и не слишком надежных приспособлений.

Вся оригинальность и эффективность инженерного решения, предложенного Бритневым, была в полной мере оценена в холодную зиму 1870-1871 гг., когда ввиду невиданных морозов замерзли и река Эльба, и акватория Гамбургского порта. Тогда в Кронштадт спешно прибыла делегация немецких инженеров, наслышанных о том, как бритневское изобретение лихо ломает льды, и выкупила у Михаила Осиповича чертежи, заплатив за них не слишком-то щедрые 300 рублей. Через непродолжительное время акваторию гамбургского порта уже обслуживал пароход «Айсфукс» — «Ледяной лис», боровшийся со льдами не хуже «Пайлота».

Вскоре после этого ледоколы аналогичной конструкции появились в Дании, США и Швеции. Несколько позже инженерная идея, заложенная в «Пайлоте», была позаимствована адмиралом Макаровым при постройке знаменитого «Ермака» — первого в мире ледокола арктического класса.

На сегодняшний день Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире. Причем лидирует в этой области с огромным отрывом. В состав современной российской национальной группировки входят: 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных. РФ обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Суммарная мощность ледокольной флотилии на валах достигла почти 700 МВт. Самыми мощными в мире на сегодняшний день являются суда проекта 22220 нового поколения – атомные ледоколы «Арктика», «Урал» и «Сибирь» – 60 МВт каждый.
Кроме этого, под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства на российских верфях в разной стади постройки находится ещё 8 ледоколов. Среди них — заложенный в 2021 году будущий мировой чемпион, головной сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт. А в январе 2024 года президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт строительству универсального атомного ледокола «Ленинград», который станет шестым по счёту атомным ледоколом проекта 22220.

Растущие год от года мощности ледокольного флота России позволяют постоянно увеличивать транзитный грузопоток по Северному морскому пути (в 2023 г. – 36,254 млн тонн), осуществляя круглогодично проводку судов по этому важнейшему стратегическому маршруту.

Илья Рябцев