КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Отъезд «испуганных патриотов» творческих профессий создал иллюзию почти полной победы над либеральной культурой. Однако патриоты России бьют тревогу: настоящий враг русского народа до сих пор успешно скрывается за уже ставшими привычными шуточками и пошлостью.

Небольшой сеанс обратной связи – как вы, уважаемые читатели, представляете себе сатаниста?

С высокой (явно более 50%) долей вероятности стандартным окажется представление о человеке в надвинутом на глаза балахоне, пробирающемся тёмной, безлунной ночью на заброшенные развалины, чтобы в центре выложенной чёрными зажжёнными свечами пентаграммы принести кровавую жертву…

Узнаваемый, весьма кинематографичный образ – но к реальности имеющий косвенное отношение. Современные сатанисты, увы, не так легко опознаваемы – в наши дни самыми яростными богоборцами оказываются «деятели культуры», активно сеющие свои идеи среди представителей «элиты» и подрастающего поколения.

И посевы эти дают свои всходы и плоды…

Источники вдохновения – гестаповский офицер и британский неформал

В Ульяновске, которому по какой-то странной причине никак не могут вернуть историческое название Симбирск, представители патриотической общественности с помощью телеграм-канала «Культурный фронт» обратили внимание на местную «звезду» так называемого «актуального уличного искусства».

Зовут кумира ульяновской «прогрессивной интеллигенции» Егор Холтов. Вернее, зовут его, скорее всего, действительно Егор – а вот фамилия автора различных стрит-инсталляций (изображений, нанесённых обычно на стены и заборы аэрозольным баллончиком) пока что остаётся неизвестной. Как рассказал сам «герой» в одном из интервью, свой псевдоним он взял в честь одного из персонажей телефильма «Семнадцать мгновений весны» – гестаповского офицера Холтоффа, сыгранного актёром Константином Желдиным.

ЗНАЛ БЫ АРТИСТ КОНСТАНТИН ЖЕЛДИН (В КАДРЕ СПРАВА), КАК СПУСТЯ ПОЛВЕКА БУДЕТ «ИСПОЛЬЗОВАН» ЕГО САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ПЕРСОНАЖ. КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» (1973, РЕЖИССЁР ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА)

Выбор творческого имени сам по себе примечателен – ну да ладно. Гораздо интереснее, что ценители либеральной современной «культуры» активно раскручивают Холтова в качестве «нашего Бэнкси». Напомним, что Бэнкси – псевдоним легендарного, но остающегося анонимным британского художника, прославившегося своими сатирическими уличными рисунками на социальные темы.

Неужто в Ульяновске действительно появился «самородок», творящий в лучших мировых трендах? Повод для гордости, так сказать, нарисовался – идём в ногу с передовыми культурными тенденциями?

«Актуальное уличное искусство» – а присмотришься: сатанизм и русофобия

Что ж, мировые тренды в городе на Волге, может быть, и присутствуют – но перед нами тот случай, когда это повод не для гордости, а для сожаления. Весь социальный подтекст и контекст рисунков Холтова исчерпывается одной мыслью: Ульяновск и вся Россия – это сплошной «пацанский район», а жители его родного города и подавляющее большинство русского народа – это быдло, гопники.

Допустим, у отдельно взятого молодого человека с аэрозольным баллончиком в руках процесс взросления мог застопориться на уровне подросткового инфантилизма и радикализма – но при чём тут заявленный в начале текста сатанизм, поинтересуется внимательный читатель.

ТАКИЕ КОЩУНСТВЕННЫЕ «ОБРАЗЫ» ОСТАВЛЯЛ «ХУДОЖНИК» НА УЛИЦАХ УЛЬЯНОВСКА. СКРИНШОТ: ГРУППА HOLTOV В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

Дело в том, что особенно негативные эмоции у «художника» вызывает именно Православие. И он даже подвёл своего рода философию под агрессивное неприятие христианства. Следите за логикой, она незамысловата, но настолько топорна, что может сбить с толку.

Итак, по мысли Холтова, если в городе Ульяновске есть определённое количество маргиналов (быдла, гопников), значит, это город маргиналов. Соответственно, все русские это быдло и вся Россия – страна быдла. Ну и в связи с формальной принадлежностью кого-то из маргиналов к Русской Православной Церкви по факту крещения само Православие – религия быдла.

Сильно, не правда ли? Как вам такое, Иммануил Кант, Рене Декарт и Аристотель с Платоном? Непрошибаемая логика.

И вот на этой безо всякого преувеличения пещерной логике вырастает полноценный безо всякого преуменьшения сатанизм образца XXI века.

ТИПИЧНЫЙ «ПОРТРЕТ» РУССКОЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ХОЛТОВА. ДА ЕЩЁ С ВЕСЬМА УЗНАВАЕМОЙ ЦИТАТОЙ. СКРИНШОТ: ГРУППА HOLTOV В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

При этом сатанизм как откровенное богоборчество в исполнении Холтова густо замешан на русофобии – но для нынешней либеральной «культуры» это вполне закономерно. Ведь из великих мировых держав Россия осталась единственной, где традиционные ценности и христианская мораль пусть по-прежнему недостаточно активно и эффективно, но всё-таки защищаются на государственном уровне.

Потому наша страна и воспринимается богоборцами как главный враг. Потому либералами долгие годы и воспитывались подобные «уличные художники и философы», старающиеся «сатирическим искусством» разъесть, словно соляной кислотой, оставшиеся нравственные и эстетические опоры нашего общества.

Частный случай или система?

Ульяновская общественность начала кампанию по привлечению Егора Холтова к ответственности за оскорбление чувств верующих (согласно статье 148 Уголовного кодекса). Но пока «художник» чувствует себя, судя по всему, неплохо. В последние пару лет он, правда, свёл медийную активность к минимуму. Однако в соцсетях группа, занимающаяся продажей живописных работ Холтова и вещей с его фирменными изображениями и цитатами (так называемый «мерч»), по состоянию на весну 2024 года благополучно функционирует.

УЛИЦЫ УЛЬЯНОВСКА «ВДОХНОВИЛИ» МЕСТНОГО «ХУДОЖНИКА» НА РУСОФОБСКИЙ САТАНИЗМ. ФОТО: SERGUEI FOMINE/GLOBALLOOKPRESS

Самая большая опасность в этой ситуации – свести всё к «частному случаю», к «отдельному провинциальному сумасшедшему» и сделать вид, что в остальном у нас всё в порядке. Культура, мол, очищена от либералов (сами разоблачились и в качестве релокантов сбежали), а никакого сатанизма и нету. Так, детские шалости то ли полоумных, то ли недоумных подростков, которые обязательно перерастут все эти «глупости».

А вот и нет, не все перерастут, в ком-то посеянные ядовитые семена дадут (и уже дают) свои плоды. Ульяновский Холтов – это проявление того же антирусского либерального сатанизма, что на протяжении десятилетий (с конца 1980-х – почти два поколения уже выросли…) буйно цветущие в нашей стране сорняки «современного актуального искусства».

Либеральная логика: оскорбил Россию – совершил «культурный акт»

Того самого «искусства», которое заставляет русского человека непосредственно в Государственной Третьяковской галерее «любоваться» на примотанную скотчем к доске ветку – а вокруг будут ходить модные искусствоведы и не терпящим возражений и сомнений тоном убеждать всех, что перед ними «шедевр». Зельфире Трегуловой, бывшему директору «Третьяковки», как говорится, большой привет…

И того же самого «искусства», что столичные арт-дилеры вроде Владимира Овчаренко активно стараются продать русскому народу. А перформансы-то всё получаются какие-то страшные да кровавые. То поросёнка, который символизирует Россию, прилюдно мучительно зарежут, то замечательные русские лица со старых обложек журнала «Огонёк» превратят в портреты чудовищ и упырей. Тут даже намекать на «концепцию» нет нужды – презрение и ненависть ко всему русскому в чистом виде. Только сверху слегка залакировано под «актуальное искусство».

ОДИН ИЗ ЭКСПОНАТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОВЧАРЕНКО ВЫСТАВКИ «ОГОНЁК» (ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ ЗАРВА). СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ Z»

Сатанизм на киноэкране и сцене

Впрочем, инсталляции и перформансы всё-таки имеют ограниченную аудиторию – а вот кинематограф как массовый вид искусства нужные идеи распространяет наиболее эффективно.

И самая пока что нашумевшая в отечественном кинопрокате премьера 2024 года тому свидетельством. Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» действительно мастерски воспользовался названием и фабулой знаменитого романа Булгакова для внедрения вполне конкретных идей и настроений.

Проект посмотрели без малого 6 млн зрителей (которые, кстати, принесли в кассы кинотеатров 2,3 млрд рублей) – и, по мнению обозревателя Царьграда Егора Холмогорова, эта аудитория получила вполне определённый «месседж»:

В финале локшинского фильма безраздельно правит Воланд с его сатанинским балом, кровавыми жертвоприношениями и перевёрнутыми пентаграммами <…>. У нас в обществе и так переизбыток «ведьм», которые равняются на Маргариту, персонажей «Гарри Поттера» и всевозможных ужастиков. <…> Популярный культ ведьмовства идёт рука об руку с радикальным феминизмом и пропагандой детоубийства. С такой пропагандистской поддержкой их будет ещё больше.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (2023, РЕЖИССЁР МИХАИЛ ЛОКШИН)

Но маскируют пропаганду современного сатанизма либо излишне осторожные деятели либерального «искусства» и шоу-бизнеса, либо не имеющие нужных знакомств и связей. У организаторов шоу Taboo из так называемого театра-кабаре Crave со знакомствами и связями, судя по всему, всё более чем в порядке. Ведь если кто-то на третьем году проведения СВО устраивает в Москве натуральный сатанинский шабаш, значит, этот «кто-то» уверен в собственной безнаказанности.

Не будем вдаваться в непристойные подробности – просто напомним, что упомянутое шоу под видом «творческого осмысления потаённых глубин человеческой природы» представляет собой разнузданную пропаганду греха и банальную оргию. То обстоятельство, что билеты в зрительный зал продаются по цене 75 тысяч рублей, а среди гостей присутствуют настоящие звёзды кино, театра и шоу-бизнеса (та сама «либеральная культурная элита»), не отменяет факт оргии и не делает её менее банальной.

СКРИНШОТ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ТЕАТРА-КАБАРЕ CRAVE

Равно как и явные богохульные аллюзии на Церковь (одна только конструкция в виде колокола с обнажённой женщиной внутри чего стоит) и выбор даты представления (в разгар Великого поста) не оставляют сомнений – это и есть натуральный сатанизм. Тот самый, который являет собой осознанную, перевёрнутую с ног на голову, карикатуру на христианство.

Что с того?

Стереотипы опасны тем, что формируют преувеличенно негативный, саркастический информационный фон. И когда стереотипные установки явно не сходятся с действительностью, появляется угроза чересчур легкомысленного отношения к реальным проблемам.

Именно это, похоже, и произошло с восприятием современного сатанизма. Люди ведь не наблюдают вокруг себя тех самых фигур в зловещих балахонах, группками стекающихся вечерами к каким-нибудь живописным руинам. И на этом основании приходят к выводу, будто сатанизма уже никакого и нет.

А между тем сатанизм как осознанное богоборчество и целенаправленное стремление всячески развратить сотворённую по образу и подобию Божьему человеческую природу не просто существует. Благодаря современным цифровым технологиям, либеральным псевдоценностям и «актуальному искусству» он вышел на новый уровень.

И не замечать этой войны против человеческой души – это преступление против самих себя. Капитуляция перед злом.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ