Украинский МВШ, сбитый в конце марта

Вооруженные формирования киевского режима нашли новый способ атаки территории России. Теперь они пытаются применять малоразмерные воздушные шары с боевой нагрузкой. По объективным причинам, боевая эффективность и военная ценность таких летательных аппаратов крайне низка. Фактически они пригодны только для единичных ударов с целью террора. При этом появление подобных средств может указывать на новые проблемы украинских формирований.

Обнаружены и поражены

О появлении у противника ударных малоразмерны воздушных шаров (МВШ) впервые стало известно менее месяца назад. В конце марта отечественное интернет-издание Mash сообщило о первом перехвате такого летательного аппарата. В новости приводились основные особенности вражеского МВШ и его функции, а также были опубликованы фотографии сбитого изделия. При этом время, место и подробности перехвата не уточнялись.

16 апреля МВШ противника впервые попал в официальные новости министерства обороны. Утром ведомство сообщило об успешном перехвате и поражении такой воздушной цели над Курской областью. Отмечалось, что при помощи воздушного шара противник пытался осуществить террористическую атаку. Какие-либо сведения о пораженной цели и способе перехвата не приводились.

На следующий день «Мэш» вновь подняло тему вражеских МВШ. По его данным, накануне украинские формирования попытались применить сразу несколько таких изделий. Одно из них поразили над Курской областью – вероятно, это был шар из предыдущего сообщения Минобороны. Еще один сбили в воздушном пространстве Липецкой области.

Также были опубликованы новые фотографии МВШ и их полезной нагрузки. Как оказалось, противник не только применяет вооружение, но и принимает меры для затруднения обнаружения, идентификации и уничтожения летящих шаров. Впрочем, как показывают новости последних недель, такие попытки не дают желаемого результата, и российская ПВО уверенно борется с новой угрозой.

Днем 17 апреля руководство Брянской области сообщило об очередном появлении украинских МВШ над российской территорией. ПВО обнаружила и сбила сразу три воздушных цели, опознанных как метеорологические зонды.


Оболочка и боевая нагрузка в виде мины с МВШ, сбитого в середине апреля

Вполне возможно, что применение противником боевых МВШ не ограничилось только случаями, упомянутыми в официальных сообщениях и в прессе. Могло быть запущено большее количество шаров, но значительная их часть попросту не долетела до предполагаемых целей или не попала в российское воздушное пространство. Кроме того, Минобороны может не раскрывать все случаи перехвата подобных целей, а источники СМИ не располагают всей информацией такого рода.

Простейшая конструкция

Немногочисленные доступные материалы позволяют представить, как устроены новые ударные средства киевского режима. Сбитые МВШ отличаются крайней простотой конструкции и выполняются с использованием доступных компонентов. Такое изделие может собираться в кустарных условиях практически без привлечения промышленности.

Основой летательного аппарата является мягкая оболочка, заполняемая легким газом. По всей видимости, используются оболочки стандартных метеозондов, имевшиеся на украинских складах или полученные из-за рубежа. Заправка осуществляется на земле перед запуском. Какие-либо средства для подкачки или сброса газа отсутствуют за ненадобностью.

При помощи троса или тросов к баллону подвешиваются остальные элементы. Так, ударный МВШ комплектуется специальным блоком-контроллером. Он оснащен приемником спутниковой навигации и простейшей электроникой управления. Также блок имеет механизм подвеса боевой нагрузки на дополнительном тросе. Сброс осуществляется по команде системы управления. В качестве балласта для обеспечения желаемых летных данных используются пластиковые бутылки с водой.

Воздушный шар может нести разную нагрузку. Так, сбитый в марте образец был оснащен сверхлегкой «авиабомбой», выполненной на основе доступного боеприпаса. Как сообщается, сбитые на днях МВШ имели иной груз. Один оснастили килограммовой сборкой из тротиловых шашек, а к другому подвесили 81-мм минометную мину. Очевидно, что возможны и другие варианты нагрузки – они зависят от грузоподъемности заправленной оболочки и наличия боеприпасов.

Также противник запускает метеозонды в исходной комплектации. Такое изделие состоит из оболочки с газом, уголкового отражателя и дополнительного груза. Необходимость в каких-либо системах управления отсутствует.


Уголковый отражатель и балласт от метеозонда

Принципы применения МВШ достаточно просты. Расчет доставляет эти изделия на стартовую позицию и готовит к полету. Производится заполнение оболочки, а контроллер получает полетное задание в виде координат предполагаемой цели. По всей видимости, вместо точечных объектов электронику нацеливают на целые районы – города, поселки и т.д.

Как и любой другой аэростат, ударный МВШ не имеет средств управления и совершает полет по воле ветра. Время и место запуска должны быть определены таким образом, чтобы потоки воздуха отнесли воздушный шар к предполагаемой цели. Если ему удается попасть в заданный район, автоматика дает команду на сброс полезной нагрузки.

Шары с боеприпасами могут сопровождаться простыми метеозондами. Последние выполняют функцию ложных целей и должны отвлекать на себя ПВО. За счет этого противник рассчитывает повысить вероятность решения боевой задачи ударными МВШ.

Очевидные проблемы

Украинские формирования придумали новое оружие и пытаются применять его, но результаты далеки от ожиданий. О боевых МВШ известно только из новостей об их успешном поражении, а информация о «бомбардировке» российских объектов отсутствует. Такой результат предсказуем, и можно ожидать, что в будущем украинские воздушные шары так и останутся бесполезным техническим курьезом.

МВШ с боевой нагрузкой не имеют смысла и перспектив по ряду причин. Главная – отсутствие способности к управляемому полету в желаемом направлении или по требуемому курсу. Даже тщательный расчет метеоусловий не гарантирует попадание шара в требуемый район и поражение даже крупной площадной цели, не говоря уже о точечных и замаскированных военных объектах. Учитывая географию приграничных регионов и другие факторы, можно ожидать, что основная масса украинских МВШ будет попросту пролетать мимо населенных пунктов.

Типовой метеозонд имеет ограниченные характеристики грузоподъемности. Он может поднять только блок управления, а также несколько шашек взрывчатого вещества или минометную мину. Малое могущество боевой нагрузки усугубляет проблему отсутствия управления. Оба этих фактора фактически гарантируют отсутствие результатов военного характера.


Российские военнослужащие готовят к запуску метеозонд

МВШ с тротилом или миной способен нанести заметный урон только при атаке населенных пунктов и их населения, причем только при соответствующем стечении факторов. Как правильно отмечает наше Минобороны, такие атаки носят террористический характер. Впрочем, и в таком качестве воздушные шары останутся неэффективными.

Воздушные шары с мягкой полимерной оболочкой и малогабаритными подвесными агрегатами считаются малозаметной целью, но на практике все оказалось иначе. Российские средства освещения воздушной обстановки засекают МВШ противника и выдают целеуказание огневым средствам. Поражение такого объекта может производиться любым способом, начиная от стрелкового оружия – любой поражающий элемент гарантировано приводит к падению шара.

Скорее всего, противник понимает все недостатки его боевых МВШ и учитывает их при планировании атак. Можно даже предположить, что эти изделия имеют иное предназначение, а ударная функция является лишь полезным дополнением. Так, метеозонды с отражателями или с боевой нагрузкой могут использовать в качестве ложных целей для повышения нагрузки на российскую ПВО.

Кроме того, таким способом могут пытаться прикрыть летящие беспилотники-камикадзе. В последние недели и месяцы наблюдается повышенная активность украинских БПЛА и многочисленные попытки достать до объектов на нашей территории. Подавляющее большинство таких воздушных целей успешно сбивается – и противник теряет технику без желаемого результата. Вполне возможно, что запасы беспилотников истощаются, и теперь украинские формирования вынуждены тщательнее планировать налеты. БПЛА приходится маскировать и защищать от неминуемого обнаружения и поражения с применением доступных средств.

Повод для оптимизма

Малоразмерные воздушные шары с боевой нагрузкой могут представлять некоторую угрозу для городов и их населения, однако переоценивать ее не следует. Кроме того, события последних недель показывают, что такие изделия, как и другие ударные средства украинских формирований, без затруднений засекаются и поражаются нашей ПВО.

При всем этом, появление ударных МВШ показывает общую степень деградации украинских вооруженных формирований и их материальной части. По всей видимости, им уже не хватает боевых БПЛА даже для террористических атак, и из-за этого переходят на переделанные метеозонды. Все это указывает на успехи российской армии в деле демилитаризации киевского режима.