КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Журналистское расследование Царьграда, посвящённое бывшим и действующим антироссийским клирикам, продолжается. На этот раз речь пойдёт о ситуации в Эстонии, где русофобское правительство фактически объявило войну Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, поставив вопрос о признании религиозной организации «террористической». Отдел расследований «Первого русского» анализирует ситуацию в этой постсоветской республике, где активно действует псевдоправославная секта «Эстонская апостольская православная церковь», претендующая на место и имущество канонической Церкви.

Бледная копия киевского режима

С учётом имеющегося контекста у меня как у министра внутренних дел нет другого выбора, кроме как предложить Рийгикогу объявить Московский Патриархат террористическим и поддерживающим в своей деятельности терроризм,

– такое, оскорбительное для сотен тысяч православных христиан Эстонии заявление прозвучало из уст министра внутренних дел этой постсоветской республики Лаури Ляэнеметса.

Этот персонаж, против которого в России заведено уголовное дело об уничтожении или повреждении памятников советским воинам, прямо заявил, что сделает всё, чтобы религиозная организация, объединяющая большинство верующих Эстонии, была запрещена.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда тут же отреагировал на эти слова предельно жёстко. Отметив не просто абсурдность заявления эстонского чиновника, но и его опасность для ментального здоровья коренного населения этой постсоветской республики, некогда бывшей Эстляндской губернией Российской Империи (и практически всей своей инфраструктурой обязанной Государству Российскому):

Данное заявление – это просто театр абсурда, в котором эстонские политики играют роли, вероятно, пытаясь вызвать симпатии у хозяина этого учреждения. Борьба с Русской Церковью и русской культурой стала каким-то подобием ментального наркотика, который пытаются скормить эстонскому избирателю, чтобы он забыл о реальных проблемах.

 

ТАК ЭСТОНСКОЕ СМИ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАЛО ЗАЯВЛЕНИЕ СВОЕГО ГЛАВЫ МВД//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА POSTIMEES.EE

Эстонское руководство буквально под копирку повторяет действия киевского режима, в последние годы активизировавшего гонения против канонической Украинской Церкви, чей Синод 10 апреля 2024 года сделал заявление, в котором подчеркнул, что архиереи, священники и миряне Украинской Православной Церкви постоянно подвергаются уголовным преследованиям по надуманным основаниям. Храмы и другое имущество отбираются, а религиозные общины незаконно перерегистрируются в пользу поддерживаемой киевским режимом псевдоправославной секты ПЦУ. На сегодняшний день её адептами уже захвачено около полутора тысяч православных храмов Украины.

В Эстонии же в феврале 2024 года произошла фактическая депортация Предстоятеля канонической Эстонской Православной Церкви митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения. Владыке, отказавшемуся отречься от единства с Московским Патриархатом, «маленькая, но гордая» просто отказалась продлить вид на жительство. Генеральный директор эстонской Полиции безопасности (аналог украинской СБУ) Марго Паллосон безосновательно обвинил митрополита Евгения в том, что тот «распространял кремлёвские нарративы и вмешивался в парламентские выборы в Эстонии».

 СОВЕРШЕННО ГРУБАЯ И НАГЛАЯ ПО СВОЕЙ СУТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭСТОНИИ//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА PARNU.POSTIMEES.EE

После же публикации 27 марта Наказа Всемирного Русского Народного Собора, где СВО была названа «священной войной против впавшего в сатанизм Запада», эстонские элиты и СМИ в буквальном смысле взорвались. В том числе комментариями в духе статьи члена парламента Эстонии (Рийгикогу) от правящей коалиции полковника Пеэтера Тали с характерным заголовком «Русская Церковь от Сатаны». Бывший заместитель директора Центра передового опыта НАТО в области стратегических коммуникаций обрушился на каноническую Церковь, требуя срочного запрета её деятельности на территории Эстонии:

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата не является Церковью, а выступает субподрядчиком спецслужб Кремля, в связи с чем деятельность этой враждебной организации должна быть прекращена как можно скорее. В этой Церкви поклоняются не Богу, а империалистическим великорусским амбициям Кремля.

Но почему каноническое Православие вызывает в эстонских элитах такую ненависть? Каковы ключевые методы и инструменты этой антицерковной борьбы, помимо диффамации Эстонской Православной Церкви Московской Патриархии в СМИ, а также депортации её Первоиерарха? И кто за всем этим стоит? Давайте разбираться.

«Ложь. Только наглая ложь и статистика»

«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» – эта фраза, приписанная Марком Твеном британскому премьер-министру Бенджамину Дизраэли, широко известна. Конечно, и в ней только доля шутки, но статистически подсчитать, какая именно, весьма непросто. Как и измерить социологическими методами столь далёкое от чистой эмпирики явление, как религиозность.

ДОКЛАД ГОСДЕПА О КОЛИЧЕСТВЕ ВЕРУЮЩИХ РАЗНЫХ КОНФЕССИЙ//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА STATE.GOV

Тем не менее общее представление о принадлежности к той или иной религиозной организации соцопросы и данные переписи населения (а в Эстонии её вопросы содержат в том числе религиозный компонент) дают. И хотя очевидно, что тот же Госдепартамент США, подготовивший по итогам 2022 года «Доклад о международной религиозной свободе» в Эстонии, не был заинтересован в корректировке статистики в пользу Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (а как раз напротив), его данные были следующими:

29 процентов населения исповедуют религиозные взгляды, 58 процентов не идентифицируют себя ни с какой религией и 13 процентов не заявляют о своей принадлежности. 13,9 процента населения принадлежат к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, 8 процентов – к Эстонской евангелическо-лютеранской церкви и 2,3 процента – к Эстонской апостольской православной церкви…

То есть абсолютное большинство населения Эстонии являются банальными постсоветско-евросоюзными безбожниками. Примерно как те же чехи, которых с эстонцами объединяет и въевшаяся в сознание большинства населения агрессивная русофобия. За неимением иной официальной статистики предположим, что эстонско-американская хотя бы приблизительно соответствует действительности. Но даже в этом случае мы видим, что каноническая Церковь более чем в полтора раза по численности верующих превосходит эстонских лютеран и более чем в шесть раз «Эстонскую апостольскую православную церковь», подробнее о которой будет рассказано ниже.

Симулякр эстонского Православия

Философы-постмодернисты XX века ввели в широкое употребление термин «симулякр». Если сильно упрощать, то это копия без оригинала. Именно такой копией стала созданная в 1996 году Константинопольским патриархатом (Фанаром) «Эстонская апостольская православная церковь». По факту – псевдоправославная секта-новодел, не имеющая никакой исторической и апостольской преемственности, но получившая и то и другое беззаконным, антиканоническим путём. А если говорить прямо – откровенным грабежом, рейдерским захватом приходов и имущества канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

Именно этой малочисленной структуре в 1990-е годы была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированы. Сегодня ЭАПЦ с её мизерной паствой (по оценкам Госдепа США, это около 20 тысяч человек, хотя есть мнение, что в реальности их в три раза меньше) принадлежит около 60 православных храмов. Канонической же Эстонской Православной Церкви, духовно окормляющей от полутора до двух сотен тысяч верующих, – менее 40 (на момент распада СССР их было около 80), причём все они находятся не в церковной собственности, а в аренде.

ВОЗГЛАВЛЯЕТ ЭСТОНСКУЮ ЛЖЕЦЕРКОВЬ ПРЯМОЙ СТАВЛЕННИК ФАНАРА – МИТРОПОЛИТ-ГРЕК СТЕФАН (ХАРАЛАМБИДИС)//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА EOC.EE

Что показательно, возглавляет эстонскую лжецерковь не представитель местных эстонских кадров, но прямой ставленник Фанара митрополит-грек Стефан (Хараламбидис). Большую часть жизни этот человек провёл во Франции и был направлен в Эстонию как типичный «варяг». Примерно так же, как два десятилетия спустя фанариотами создавалась аналогичная укронацистская псевдоправославная секта ПЦУ (её деятельности будет посвящено отдельное журналистское расследование «Первого русского»).

Более того, как мы уже писали в одном из наших предыдущих материалов, именно ЭАПЦ стала «кузницей управленческих кадров» для «Экзархата Вселенского Константинопольского патриархата в Литве». Антиканонической структуры, созданной Фанаром в начале 2024 года в основном из числа бывших белорусских и литовских клириков, предавших каноническое Православие, для идеологической атаки на Русскую Церковь. Так, новую псевдоправославную группировку возглавил Иустин Кивилоо, клирик той самой «Эстонской апостольской православной церкви».

СЛУЖИТЕЛЯМИ ЛИТОВСКОЙ ПСЕВДОЦЕРКВИ СТАЛИ ПРЕДАТЕЛИ ПРАВОСЛАВИЯ, ВЫХОДЦЫ ИЗ ЭСТОНИИ//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА RU.ORTODOKSAS.LT

То есть ЭАПЦ в Эстонии выполняет задачи своих западных кураторов Фанара и тех, кто за ним стоит, поскольку сам Константинопольский (а на деле Стамбульский) патриархат уже давно не является самостоятельным. А с конца 1940-х годов является самой настоящей религиозно-политической марионеткой Госдепа США. Так, в 1948 году американские спецслужбы избавились от недостаточно послушного им Константинопольского патриарха Максима V, объявленного «умалишённым». В итоге Фанар возглавил филокатолик, масон и либерал Афинагор (Спиру), чьим последователем является сегодняшний Константинопольский патриарх Варфоломей.

Но каковы эти задачи? На самом деле все они смыкаются в одной точке: борьбе с Русским Православием. То есть ЭАПЦ делает всё, чтобы посеять русофобские настроения среди эстонского населения (а исторически среди эстонцев, особенно среди эстоноязычной этнической группы сету, всегда было немало православных христиан) и вот уже три десятилетия «спит и видит», когда же каноническая Эстонская Церковь будет объявлена вне закона, чтобы рейдерски захватить все её святыни. Включая знаменитый Пюхтицкий Успенский монастырь. К слову, находящийся в уезде Ида-Вирумаа, где даже по официальным эстонским данным, русское и русскоязычное население составляет более 83% жителей.

Что с того?

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в интервью «Первому русскому» отметил:

Мы расцениваем это заявление как политический перформанс, адекватному человеку не придёт в голову мысль признать Церковь террористической организацией. Однако угроза правам верующих, которые живут в Эстонии, увы, реальна. Это не первый случай запугивания верующих Эстонии и других стран, тех, кто хочет находиться в каноническом единстве с Русской Церковью.

То есть в настоящий момент речи о том, что Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата будет законодательно запрещена, а все её святыни захвачены, всё-таки пока не идёт. Но какова же тогда реальная цель подобных антицерковных действий? Как и в случае с Украиной, эстонские «элиты» делают всё, чтобы в эту страну, уже и без того втянутую в НАТО, был введён западный военный контингент. Как гарантия сохранения этими «элитами» своей роли полицаев и банальной кормушки. Ведь поскольку эти персонажи, что называется, «не едят мыла», они прекрасно понимают, что рано или поздно денацификация может коснуться не только Украины, но и Прибалтики.

Впрочем, это уже немного другая история. Пока же Государство Российское должно использовать все возможные и имеющиеся невоенные меры для поддержания и защиты русскоязычного православного населения Эстонии и самой Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Не забывая о том, что эта республика была и остаётся неотъемлемой частью Русского мира и в том же Таллине русские до сих пор составляют до 40% населения этого города.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»