В Молдавии становится всё жарче. Осенью здесь пройдут выборы президента страны, которые нынешняя глава государства Майя Санду намерена превратить в вотум доверия проевропейской политике.

В настоящий момент граждане страны, как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад расколоты по вопросу евроинтеграции. Согласно мартовскому опросу Института развития социальных инициатив IDIS Viitorul, 37,8% жителей Молдавии согласны на присоединение к Румынии. Сказывается многолетняя политика румынизации населения, пропаганды исторических нарративов о едином народе, отсутствия молдован в принципе. Год назад, 22 марта 2023 года, Санду подписала закон, согласно которому государственным языком Молдавии стал румынский. В отличие от Украины, Молдавия, таким образом относится к стране с одним из государственных языков Евросоюза, что должно, по её предположениям, упростить вхождение страны в ЕС. За присоединение к ЕС, к слову, высказались 54,5% процента опрошенных, примерно столько же за вступление в НАТО.

Премьер-министр Румынии Марчел Чолаку поддержал идею объединения двух стран. Да и в декларации независимости Молдавии говорится, что республика была «несправедливо оторвана от Румынии в 1940-м», создание Молдавской ССР признано незаконным. Таким образом, государственный язык в стране— румынский, в школах преподают историю Румынии, более трети населения, включая президента Майю Санду, оформили румынские паспорта.

На этом фоне в стране усугубляется кризис в отношениях республиканского центра с Гагаузией — автономией в составе Молдовы.

Гагаузия и республиканский центр находятся в сложных отношениях. Причиной этому является политическое разделение. Президент Молдавии Майя Санду является открытым приверженцем Запада, гражданкой Румынии. Она делает всё возможное, чтобы разорвать отношения с Россией в политическом, экономическом и культурном аспектах и вступить в Европейский союз. В свою очередь, Приднестровье и Гагаузия испытывают тягу к России. Но если Приднестровье на сегодня обладает всеми признаками государственности, то Гагаузия долгое время не заявляла о стремлении добиться большей самостоятельности. Между Гуцул и Санду имеется и личный конфликт. До такой степени, что президент Молдавии отказывается признать выборы руководителя Гагаузии и отказывается устанавливать диалог с ней и её правительством.

Откровенно говоря, в электоральном плане Гагаузия не очень может испортить картину Майе Санду. По данным на 2020 год в стране — в границах Молдавии и за рубежом — насчитывается более 3,2 млн избирателей. Из них в Гагаузии чуть более 120 тысяч. Однако в политическом плане Гагаузия может совершить серьёзный разрыв с властями, даже без всяких выборов. А также продемонстрировать успехи остальной части Молдавии, а это для республиканского центра страшней всего. Вопрос теперь — удастся ли за полгода эти успехи закрепить.

В начале апреля глава Гагаузии Евгения Гуцул во второй раз за месяц съездила в Россию. Политику удалось добиться ряда предметных договорённостей, например, Россельхознадзор допустил агропродукцию Гагаузии на российский рынок, а Промсвязьбанк пообещал доплачивать пенсионерам и бюджетникам автономии. Кроме того, местные власти планируют с 1 мая начать выдавать жителям региона российские банковские карты «Мир».

Если подробней, то все пенсионеры и бюджетники автономии (примерно 25 тыс. человек) смогут открыть счёт в ПСБ, с 1 мая на эти счета будет переводить дополнительную помощь в размере 2 тыс. леев (10 тыс. рублей). «Мы также договорились о том, что родственники, представители Гагаузии, которые живут в России, будут получать в ПСБ специальные услуги по отдельному тарифу. Всё это укрепит наши связи», — подчеркнул председатель банка Пётр Фрадков.

Обсуждаются и прямые поставки российского газа. Ожидается, что в случае успеха цены на топливо в Гагаузии будут в пять-шесть раз ниже, чем в целом по Молдавии. «Попросила, чтобы у нас была возможность покупать газ напрямую у „Газпрома‟. Рабочие группы с российской стороны и Гагаузии работают над этим. Определённые возможности уже найдены, но пока рано об этом говорить», — сообщила Гуцул.

В Кишинёве на происходящее реагируют резко, молдавская прокуратура уже предъявила обвинение лидеру непокорной автономии. Но пример Гагаузии, в случае успеха усиления интеграции с Россией, может спутать карты проевропейской Санду в остальных частях страны.

Дело в том, что не все граждане Молдавии, как демонстрирует опрос выше, готовы вступать в ЕС. Есть и опасения перед Румынией, которая установит собственные порядки в стране под предлогом защиты румынских граждан.

Такое мнение высказал эксперт по безопасности, бывший заместитель министра иностранных дел Валерий Осталеп в программе Puls, передаёт Noi.md. Комментируя разработанный Министерством национальной обороны Румынии законопроект о национальной обороне, согласно которому румынские военные смогут принимать необходимые меры для защиты румынских граждан, оказавшихся в опасности за пределами национальной территории, он отметил, что подобные новости в молдавском обществе вызывают справедливые опасения, а у кого-то даже страх. Осталеп пояснил, что, прежде всего, есть историческая память, и прошло не так уж и много времени с тех пор, как на территории Молдавии было уничтожено 300 тыс. человек в 1941 году.

«И это не забывается, хотя в их учебниках истории эти факты почему-то замалчиваются, несмотря на серьёзность темы», — считает Осталеп.

Глава Гагаузии уже предупредила Майю Санду, что автономия выйдет из состава Молдавии в случае присоединения к Румынии. «Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения и возвращения к независимости. Уверены, что жители многих сопредельных молдавских и болгарских сёл поддержат нас», — подчеркнула Гуцул. Финансовые, экономические и политические связи с Россией должны усилить позицию автономии.

Молдавский политический аналитик Дмитрий Кисеев указывает: технически Гуцул ничего не нарушила. По сути, она просто процитировала гагаузский закон, который гласит, что в случае утраты Молдавией суверенитета Гагаузия имеет право объявить о независимости.

«Понятно, что сейчас гагаузы, мягко говоря, прохладно относятся к Санду. Во-первых, они не поддерживают ориентацию на Евросоюз. Во-вторых, видят, что за время её правления социально-экономическая ситуация заметно ухудшилась. Но неразрешимых противоречий нет. Похожие настроения и в других регионах Молдавии», — полагает Кисеев.

Молдавский политолог Александр Кориненко считает, что в ближайшее время отношения Гагаузии и Кишинёва обострятся до предела.

«Я думаю, что со дня на день, с недели на неделю Евгению Гуцул арестуют. В дальнейшем её могут приговорить к реальному сроку или просто запретят занимать государственные должности. Почему этого не произошло до сих пор? В Кишинёве боятся массовых акций протеста. Тем более осенью в Молдавии пройдут президентские выборы, власть хотела бы избежать громких скандалов. Поэтому сейчас идут закулисные торги с гагаузскими элитами и бизнесом, чтобы предотвратить выступления. Когда все вопросы утрясут, тогда Кишинёв перейдёт к решительным действиям», — полагает он.

До выборов президента ещё почти полгода, и уже понятно, что Гагаузия для Санду может не только обернуться серьёзной проблемой, но и сменить внешнеполитический вектор страны. Ближайшие месяцы покажут, удастся ли Санду к моменту голосования подчинить мятежную автономию, или же Гагаузия, несмотря на свои малые масштабы, благодаря интеграции с Россией станет важным фактором во внешней и внутренней политике страны, как в своё время стала Приднестровская Молдавская республика (ПМР).

Андрей Булатов