КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Связанные с «современным искусством» скандалы давно сотрясают русскую культуру. Однако после начала ZOV у русского народа появился реальный шанс избавиться от навязанного либералами псевдотворчества. Главное – этой возможностью воспользоваться.

Несколько дней назад, 5 апреля 2024 года в книжном магазине «Москва» прошла презентация автобиографической книги Зельфиры Трегуловой – искусствоведа и бывшего (с 2015 по 2023 год) директора Государственной Третьяковской галереи.

Событие это не вызвало особого ажиотажа в культурной сфере столицы – судя по кадрам с мероприятия, свободных мест в отведённом под презентацию зале было предостаточно. И внимание привлекла не выдающаяся скромность автора, назвавшего свою автобиографию «Искусство как выбор. История моей жизни». С высокой долей вероятности можно предположить, что это событие осталось бы незамеченным даже в искусствоведческой среде. Но презентация обернулась скандалом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ЗЕЛЬФИРЫ ТРЕГУЛОВОЙ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «КНИЖНЫЙ МАГАЗИН МОСКВА»

В указанный срок в книжный магазин «Москва» пришёл получивший три ранения в зоне проведения спецоперации Рамзан Халитов. У ветерана ZOV накопились вопросы к Зельфире Исмаиловне. Вопросы, которые гражданин России имеет право задать бывшему директору Третьяковской галереи. В частности, как так получилось, что во время нахождения Трегуловой на руководящем посту в одном из главных культурных учреждений нашей страны там активно выставлялись работы русофобов и скандальные образцы так называемого «современного искусства»?

Разговора не получилось – Халитова попросту не пустили в помещение, где проходила презентация автобиографии Трегуловой, сославшись на то, что мероприятие имеет статус «только для своих».

Однако хотя участник спецоперации так и не сумел поговорить с Трегуловой, вопрос о взаимоотношениях общества с «современным искусством» остаётся открытым. И тот факт, что представители либеральной «культурной элиты» никакие вопросы от народа слушать не хотят, явно обозначает остроту проблемы.

Как либералы с искусством хитрят

Прежде чем говорить о персоналиях, событиях и деяниях, связанных с «современным искусством», нужно пояснить, почему именно сейчас этот вопрос является не просто важным, а критическим. А то ведь позиция «пусть творят, что хотят – художник так видит…» остаётся весьма распространённой.

Что такое искусство (в более широком смысле – культура)?

Это один из главных механизмов осознания человеком и человечеством окружающего мира и себя в нём. Таких фундаментальных механизмов всего три: два остальных – это наука и религия.

Обратим внимание: несмотря на разные сферы познания, религия (задаёт и пытается решить вопросы о духовном мире и Боге) и наука (ставит и пытается найти решения задачам о материальном мире) имеют общую черту – они невозможны без определённых рамок, ограничительных установок и правил. В религии это догматы (например, Символ Веры в христианстве), а в науке – аксиомы (исходные утверждения, принимаемые без доказательств как истинные).

С какой стати современные либералы решили, что третий механизм познания человеком мира и самого себя должен существовать по совершенно другим законам, непонятно. Но именно идея, что культура якобы свободна от любых ограничений, правил, принципов, и легла в основу явления, известного как «современное искусство».

УВЫ, ФОТОГРАФИИ НЕ ПЕРЕДАЮТ ЗВУК – НО УЖ ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ ГОЛОС РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Чтобы понять общую логику этого явления, включите фантазию и представьте, как актриса Рената Литвинова пытается объяснить необходимость отказа от соблюдения правил дорожного движения. Только важное условие: произносить эту воображаемую речь Литвинова непременно должна своим знаменитым богемно-усыпляющим голосом и интонацией.

Итак, слушаем: «Ну, вы знаете… Эти правила – это же насилие над свободой личности. Почему эти две сплошные ограничивают моё право на самовыражение? С какой стати этот противный красный свет светофора останавливает полёт моей фантазии? Если я, «Я» с большой буквы, хочу повернуть на перекрёстке налево, кто вправе мне, «Мне» с большой буквы, запретить это сделать – пускай я уже и включила правые «поворотники»?».

Чем непонятнее и страшнее, тем лучше и выгоднее

Очевидно, что участника дорожного движения с такими взглядами нельзя подпускать к дороге ни в каком качестве – потому что это не только почти стопроцентный самоубийца, но и почти наверняка убийца других людей.

Точно такой же логикой руководствуются адепты тоталитарной духовной «секты» под невинным названием «современное искусство». Не признающее ограничений искусство – это не способ отражения действительности или внутренних переживаний художника. Это банальное средство примитивного самовозвеличивания. И это ещё треть беды: гораздо опаснее то, что у публики деформируется способность к восприятию настоящего искусства, которому просто не позволяют добраться до широкой аудитории.

ВИДИТЕ ЗДЕСЬ ИСКУССТВО? А ОНО, ГОВОРЯТ, ЕСТЬ. ДА ЕЩЁ И СОВРЕМЕННОЕ… ФОТО: SIMONE KUHLMEY/GLOBALLOOKPRESS

Ради того, чтобы выйти из безвестности, получить свои 5 минут славы, 6 строчек в газете и энное количество денежных знаков, эти «художники» обречены идти по пути эпатажа и провоцирования публики. Ведь если живописец с художественным талантом и навыками рисования ниже среднего сляпает бездарный пейзаж, его никто не заметит, обсуждать не станут, не то что подкармливать.

А вот если намалевать что-нибудь либо шокирующее и возмущающее, либо настолько непонятное, что в такие «перформансы» и «инсталляции» можно вдумать любой смысл, вот это уже имеет шанс быть проданным. И если при этом будут нарушены базовые эстетические принципы и нравственные ценности, тем для адептов «современного искусства» лучше. Самооценка повышается, реклама делается, деньги капают.

Когда художник – это странно и страшно

Но кто же эти уже неоднократно упомянутые адепты антикультурной «секты»?

Их можно разделить на три категории.

Первая – это непосредственно «творцы». Те люди с художественными способностями или без таковых, которые и производят тот самый либо ничего не означающий (а значит, открывающий огромные просторы для «интерпретаций»), либо шокирующий, омерзительный и вызывающий отвращение контент.

Недавно Царьград рассказывал об одном из таких деятелей – «художнике» Сергее Зарве, выставку работ которого под названием «Огонёк» попытались организовать в столичном арт-пространстве «Винзавод!». Правда, откровенно русофобский характер творчества Зарвы (суть его «творений» заключалась в уродовании портретов русских людей с обложек известного журнала «Огонёк») вызвал общественное возмущение. Выставка моментально закрылась.

ПОСТАРЕВШИЙ И СЛЕГКА ОСТЕПЕНИВШИЙСЯ ОЛЕГ КУЛИК ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА»

Однако ещё более показательной является фигура Олега Кулика. В 1990-е годы имя этой «креативной личности» в буквальном смысле гремело в отечественных СМИ. Такова была цель Кулика – постоянно привлекать к себе внимание поступками на грани психиатрического диагноза и уголовного преступления. Так, самыми его известными «произведениями» стали жестокое убийство и расчленение поросёнка при собравшихся зрителях и нападение (включая настоящие укусы) в голом виде на прохожих.

Циничные дельцы за кулисами скандальных перформансов

Вторая категория лиц, без которых «современное искусство» невозможно, это так называемые арт-дилеры – люди, которые платят «художникам» из своего кармана в расчёте на извлечение из «шедевров» прибыли. Эти дельцы обычно организовывают собственные галереи и аукционы, где и стараются продать «товар», раскрученный за счёт рекламных кампаний, построенных по принципу «любые средства хороши».

Классический пример – известный московский предприниматель Владимир Овчаренко, покровитель Сергея Завры и Олега Кулика. Овчаренко по праву считается одним из лидеров в раскрутке «современного искусства» – ведь он занимается этим направлением ещё с советских времён, более 30 лет.

ВЛАДИМИР ОВЧАРЕНКО. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «БАХЧИСАРАЙСКИЕ ГВОЗДИКИ»

К тому же в силу готовности переступать любые моральные барьеры Овчаренко многому способен научить даже самых эпатажных «современных художников». Вполне вероятно, что он и ему подобные арт-дилеры как раз и являются вдохновителями наиболее безобразных (а значит, громких в медийном плане и потенциально прибыльных) «перформансов».

Во всяком случае, свою роль в том самом «художестве» Кулика с убийством свиньи Овчаренко ещё совсем недавно признавал с нескрываемой гордостью:

А когда прошла акция «Пятачок делает подарки», даже мои коллеги постоянно звонили и говорили: я тебя прошу этого не делать. Это хороший триггер для меня: если человек так впечатлился, что больше уже даже не хочет переступать порог галереи, значит, мы идём в правильном направлении.

«Особое сознание», особое зрение – уж не сверхлюди ли эти либералы от культуры?

Третью группу людей, без которых невозможно представить «современное искусство», как раз и представляет Зельфира Трегулова. Это те, кто получил руководящие должности в важнейших государственных учреждениях культуры и через эти площадки популяризируют актуальную мировую «культуру». Не менее важно, что за счёт государственного статуса выставочных площадок такое искусство обретает престиж и подаётся как едва ли не «новая норма, свежий идеал».

ЗЕЛЬФИРА ТРЕГУЛОВА. ФОТО: BULKIN SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

Кто же несколько лет руководил легендарной Третьяковской галереей, одной из главных «витрин» нашей страны и культуры?

Публикация автобиографии Трегуловой пришлась как нельзя кстати – стало окончательно понятно, как сама искусствовед себя позиционирует. Трегулова считает себя едва ли не избранной – она, видите ли, обладает «особым типом сознания, способностью видеть и чувствовать искусство, как не видят и не чувствуют его другие». Сильно, правда ведь? Зельфира Исмаиловна, оказывается, имеет особое зрение, едва ли не рентгеновское…

Трегулову назначили директором «Третьяковки» в 2015-м – а уже в 2016 году она развернула бурную деятельность по использованию галереи для продвижения «актуального искусства».

ВОТ ЭТОТ «ШЕДЕВР» ОЛЕГА КУЛИКА ПОПАЛ В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ И ОСТАЁТСЯ В НЕЙ ДО СИХ ПОР. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ Z»

Характерно, что уже тогда она не скрывала профессиональных симпатий к Олегу Кулику:

У меня есть свои предпочтения. Например, Олег Кулик с «Теннисисткой» и «Космонавтом», которые представлены сейчас на выставке в фонде культуры «Екатерина» и которые я возила на выставку Russia! в Нью-Йорк. Это очень значимые, серьёзные, очень сильные работы.

Но, разумеется, на одном Кулике свет клином для Трегуловой не сошёлся – к тому времени нашлось немало произведений «современного искусства», которые директор посчитала достойными находиться в стенах прославленной Третьяковской галереи.

Одним из наиболее нашумевших шагов Трегуловой стало размещение в экспозиции галереи инсталляции Андрея Монастырского (Сумнина) под названием «Ветка».

«ВЕТКА» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ. СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ ZAVTRA.RU

Если вы, уважаемый читатель, не верите своим глазам, то не волнуйтесь, это не галлюцинация – «объект искусства» действительно представляет собой обыкновенную палку, приклеенную к деревянному щиту четырьмя мотками скотча.

А если повторно не верите своим глазам, то придётся поверить – да, «Ветка» Монастырского была размещена в том же зале, что и шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу». Более того: инсталляция фактически «убила» одну из самых известных картин в истории русской религиозной живописи. Масштаб произведения Иванова таков (5,4 на 7,5 метра), что окинуть взглядом картину можно только на некотором отдалении.

И вот зритель отходит на это отдаление – и не видит «Явления Христа народу». Потому что картину загородила ветка, примотанная к щиту скотчем…

Восемь лет Третьяковки – от скандала до скандала

Пожалуй, более отчётливого и откровенного высказывания о взглядах и культурной миссии Трегуловой в Третьяковской галерее сложно и представить – ветка в качестве «произведения» отменяет и отправляет «на свалку истории» шедевр на библейскую тему.

А ведь скандалы сопровождали Трегулову на посту директора Третьяковки практически постоянно.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS

В 2017-м в зале, где выставляется знаменитый, хотя и сам по себе не бесспорный «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, был проведён перформанс почти обнажёнными девушками в несвежем нижнем белье. В 2018 году уровень профессионализма Трегуловой как руководителя сокровищницы национальной культуры был наглядно продемонстрирован варварским нападением на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Спасти знаменитое полотно удалось лишь благодаря подвигу реставраторов.

В 2019 году вопиющий случай произошёл с картиной Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» – злоумышленник снял произведение со стены и почти вышел из галереи, сигнализация не сработала. Помогла предотвратить преступление счастливая случайность. А в 2020 году Третьяковская галерея стала ареной оправдания и прославления терроризма.

Одним из экспонатов выставки «Поколение XXI» стало полотно художника Алексея Каллимы «Между случайностью и необходимостью», на котором в качестве героев изображались террористы-ваххабиты. Возмущённую реакцию общественности на оскорбление русского народа выразил учредитель Царьграда Константин Малофеев:

Это разжигание ненависти. Это экстремизм. И то, что сейчас происходит в Третьяковке, – это попытка героизации терроризма и прямых врагов России.

 

КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ОЛЕГ РУКАВИЦЫН/ЦАРЬГРАД

В итоге тогда, в 2020-м, Трегулова отделалась невнятными извинениями. Избавление русской культуры от столь одиозного человека в качестве директора Третьяковской галереи состоялось лишь спустя почти год после начала ZOV – Трегулову отправили в отставку (официально – не продлили контракт) в феврале 2023 года.

Что с того?

Из трёх перечисленных категорий адептов «современного искусства» наименее влиятельны непосредственно «художники». Будем откровенны, для создания таких «творений», как примотанная к стене ветка, склеенный из картона почтовый ящик или разбрызганные по белому полотну разноцветные пятна, таланта не требуется. Главное – иметь связи в прессе, чтобы в любой мазне или поделке обнаружили некие «глубокие смыслы» и раструбили о них на весь мир.

Кто более опасен – арт-дилеры, из корыстных побуждений заказывающие и оплачивающие рекламу таких «шедевров», или дающие подобным перформансам место в престижных выставочных залах управленцы, вопрос спорный.

Очевидно одно: это настоящая система по отравлению русского общества «современным искусством». По уничтожению эстетического вкуса, способного оценить и воспринять подлинную культуру. По приучению народа, будто нет разницы между прекрасным и уродливым, между добром и злом, между недопустимым и приемлемым.

И победа над этой системой, одним из наиболее опасных наследий эпохи либерализма, является важнейшей задачей. Одной из тех, без решения которых невозможна полноценная Русская Победа.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ