Посчитали, не прослезились

Коллективный Запад давно не удивляется, как США умудряются жить не по средствам, но сейчас недружественные страны, похоже, куда больше беспокоит, почему никак не удаётся загнать в долги Россию. Неслучайно иностранная пресса полностью игнорирует информацию о нашем госдолге, которая исходит от нас.

Причём некий обет молчания распространился и на так называемые «неофициальные» источники. Полная тишина царит, даже если информацию представляют главные контролёры страны – из Счётной палаты РФ.

А ведь именно из СП РФ, в последнее время явно ушедшей в тень без утверждённого председателя, при всём уважении к исполняющей обязанности Галине Изотовой, на днях напомнили, что объём госдолга России по итогам 2023 года вырос на 2,7 трлн рублей и достиг 25,6 трлн рублей. Это составляет 15 % ВВП.

В сравнении с теми же США, где давно зашкаливающий госдолг всей стране надо отрабатывать больше года – можно сказать, почти ничего. Для России, которая, по утверждениям европейских и американских политиков и прессы, «расходует триллионы на СВО», с чем никто и не спорит, поистине уникальное достижение.

И никаких манипуляций со статистикой, заметьте. Комментируя итоги анализа госдолга РФ, в аппарате аудитора Алексея Саватюгина справедливо отметили, что «долги надо уметь не только делать, но и делегировать».

Кто, кому и сколько?

Речь, как можно понять, идёт о том, что право и обязанность «занимать» всё больше переходит к регионам, банкам и компаниям, в том числе и с участием государства в капитале. При этом саму тенденцию снижения, прежде всего, внешних долгов, никто не отменяет.
Отнюдь не случайно, расчёты специалистов СП РФ из аналитической записки о годовом исполнении бюджета показали, что основной прирост долговой нагрузки на российский бюджет приходится на внутренний долг. Он по итогам 2023 года вырос на 10,8 % (2,03 трлн руб.) и составил 20,8 трлн рублей.

При этом не приходится пока говорить о существенном снижении внешней долговой нагрузки, хотя в иностранной валюте Россия теперь должна на 4,09 млрд долларов меньше. В настоящее время внешний долг РФ составляет 53,3 млрд долларов.

Тем не менее бюджетный показатель внешнего долга всё-таки вырос, причём весьма существенно. С чем это связано, объяснить не так сложно – во всём виновата девальвация рубля, которую уже вполне можно называть «очередной».

На наш взгляд, это именно так, поскольку финансовая система страны, как и граждане, адаптировались к росту курса доллара и евро с отметок в районе 70 и 80 рублей до 90–100 без каких-либо потрясений или, хуже того – паники.

Итак, в рублевом эквиваленте внешний долг России не снизился, а увеличился на 743,9 млрд рублей – до 4 782,4 млрд рублей.

Не «параллельный» экспорт – чужого долга

С точки зрения манипуляций с долгами, от которых надо по возможности избавлять федеральную казну, очень показательными, хотя и мизерными по объёму, нам представляются операции с вложениями в госдолг США. Объём таких вложений наиболее заметно сократился прошлой осенью.

В октябре Россия более чем в два раза – до 31 млн долларов сократила объём вложений в американские гособлигации. Это было отмечено после того, как в сентябре фиксировался рост до 73 млн долларов, связанный с покупками ценных бумаг гражданами и компаниями.
Похоже, кто-то располагал инсайдерской информацией о грядущей девальвации рубля, оперативно вкладываясь в валютные инструменты. При этом в ЦБ РФ с завидной регулярностью заявляли, что у Банка России нет гособлигаций США. Обратного никто – даже аудиторы СП РФ, доказать не в силах из-за полного отсутствия открытой информации.

В настоящий момент вложения в долгосрочные и краткосрочные гособлигации США остаются примерно на октябрьском уровне с существенным преобладанием долгосрочных.

На фоне суммы вложений 4,5 млрд долларов, которая фигурировала в данных американского Минфина в начале 2022 года, вполне можно говорить о том, что о российской помощи в работе ФРС с американским госдолгом можно забыть. Всерьёз и надолго.

Рано радоваться?

Остаётся с некоторой тревогой отметить, что компании, банки и регионы, в отличие от Минфина и ЦБ, сегодня не могут похвастаться ослаблением долгового бремени. Минфин успел отчитаться о росте суммарного госдолга российских регионов по итогам 2023 года на 14 %.

Не так много, но с учётом того, что темпы роста ВВП отстают от долгового показателя более чем втрое, тенденция не радует. Впрочем, в сумме регионы должны существенно меньше, чем страна в целом – 3,192 трлн рублей. Но не стоит забывать, что бюджеты регионов в сумме тоже существенно, даже очень – в разы уступают бюджету федеральному.

В связи с этим не может не внушать оптимизма предложение президента России Владимира Путина, сделанное в послании Федеральному Собранию – списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, кроме инфраструктурных.

Судя по всему, параллельно с этим будет сведена к минимуму практика обязательного размещения облигаций федеральных займов, которые вообще-то из-за роста ставок становятся весьма привлекательными.

Впрочем, гибкая политика плавающих ставок, привязанных не к ставке ЦБ РФ, а к реальным показателям инфляции, может сбить любой спрос, даже близкий к ажиотажному. И снова, несмотря на то, что больших проблем с долгами, как и с финансами в целом, не видно даже на горизонте, буквально напрашивается идея новых «сталинских» облигаций или большого военного займа.