Подбитый из дробовика FPV-дрон. Кадр из видеоролика YouTube-канала «Крупнокалиберный переполох»

Причиной, побудившей автора вновь вернуться к тематике применения дробовиков для защиты от FРV-дронов в зоне проведения Российской специальной военной операции (СВО) на Украине, является всё увеличивающееся количество сообщений от военкоров и профильных интернет-ресурсов о непрерывно возрастающем числе атак, осуществляемых противником с помощью FРУ-дронов.

Менее месяца назад мы уже говорили об этом в материале 50 000 дробовиков в год для Российской армии. Почему проблему FPV-дронов-«камикадзе» необходимо решать уже сейчас, но, учитывая то, что паритет или даже превосходство противника по количеству применяемых FPV-дронов может во многом обнулить превосходство Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) в других типах вооружений, мы вновь возвращаемся к этой теме.

С одной стороны, вроде бы что-то в этом направлении делается, но при этом многие принимаемые меры вызывают вопросы. Например, разрабатываемые дроны-перехватчики, поражающие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) противника с помощью закреплённого на них оружия или методом прямого соударения (камикадзе), подходят для уничтожения разведывательных БПЛА, медленно перемещающихся или зависающих над полем боя, а также для уничтожения БПЛА-бомбардировщиков типа «Баба-Яга», однако против FРV-дронов они вряд ли будут эффективны.

В начале апреля (2.04.2024) на YouTube-канале «Крупнокалиберный переполох» вышел материал «Чтобы тебя не убило | Проводим опыты над камикадзе | Сеткомет, помповик, антидроновое ружье», где были проведены испытания различных средств для противодействия FPV-дронам, о них мы сегодня в первую очередь и поговорим.

Крупнокалиберный переполох

В рамках рассматриваемой тематики ведущим канала были испробованы такие средства противодействия, как автомат Калашникова, метатель сети, противодроновое ружьё – переносное, направленное средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и гладкоствольное помповое ружьё 12 калибра. Разумеется, FРV-дрон использовался без боеприпаса.

Первым был протестирован автомат Калашникова, вначале были сделаны две попытки сбить атакующий FРV-дрон с помощью одиночных выстрелов, затем – стрельбой очередью. Во всех случаях поразить FРУ-дрон не удалось. Разумеется, это не означает, что сбить FРV-дрон из штатного стрелкового оружия невозможно, но, скорее всего, шансы будут невелики – не зря из автоматов по уткам не стреляют.

При этом в отношении малоскоростных и зависающих дронов результаты могут быть значительно лучше, мы говорили о применении для этой цели пулемётов и даже снайперских винтовок в материале Дроны над окопами: противодействие квадрокоптерам разведки и корректировки на передовой, причём многие из предложенных вариантов борьбы с БПЛА-разведчиками и БПЛА-бомбардировщиками подтвердили свою работоспособность в зоне СВО, имеются фото и видеоподтверждения сбития указанных БПЛА, как с помощью штатного автоматического оружия, так и с помощью снайперских винтовок.


А так с нашими БПЛА-«камикадзе» пытаются бороться вооружённые силы Украины (ВСУ). Изображение «Телеграм»-канала «Военный осведомитель»

Затем ведущий выстрелил в подлетающий FРV-дрон с помощью пиротехнического метателя сети. Результаты неоднозначные: с одной стороны, дрон был сбит, с другой стороны, он был сбит почти вплотную к обороняющемуся, то есть в случае подрыва боеприпаса, который в реальных условиях нёс бы FРV-дрон, обороняющийся мог бы быть ранен или даже убит. Метатель сети является однозарядным – второго шанса не будет, а стоит сопоставимо со стоимостью гладкоствольных или нарезных образцов отечественного гражданского стрелкового оружия.


Стрельба из сеткомёта – красной рамкой выделен попавший в сеть FРV-дрон. Кадр из видеоролика YouTube-канала «Крупнокалиберный переполох»

За метателем сети последовало противодроновое РЭБ-ружьё неизвестного производителя. Что сказать, результаты, мягко говоря, разочаровывают. Ни в одном из сценариев применения FРV-дрона, приближённых к реальным, оказать на него какое-либо влияние с помощью противодронового РЭБ-ружья не удалось. Только когда дрон завис с нескольких метрах от ведущего с противодроновым ружьём, его удалось «приземлить».

Разумеется, в боевых условиях такие результаты категорически неприемлемы и приведут к гибели бойца, при этом стоят противодроновые ружья порядка трёхсот тысяч рублей.


Верхний кадр – FРV-дрон не реагирует на противодроновое ружьё, нижний кадр – FРV-дрон «сбит», расстояние каждый может оценить сам. Кадры из видеоролика YouTube-канала «Крупнокалиберный переполох»

Если верить информации, опубликованной на «Телеграм»-канале «ОВОД | Тула» – разработчика и производителя одноимённых FРV-дронов «Овод», то создатели FPV-дронов всегда будут на шаг впереди разработчиков средств РЭБ, поскольку те лишь реагируют на условия, которые «выдвигают» FРV-дроны, кроме того, на работу средств РЭБ налагается ряд ограничений, например, им необходимо препятствовать работе FPV-дронов противника, но не мешать работе своих FРV-дронов.


Новейший российский танк Т-90М «Прорыв», оснащённый противодроновыми козырьками и штатными средствами РЭБ сразу с 8 антеннами, тем не менее поражённый FРV-дроном противника. Изображение «Телеграм»-канала «Военный осведомитель»

Вышеописанное не свидетельствует о бесполезности средств РЭБ, но всё же, судя по всему, это скорее групповое, коллективное, а не индивидуальное средство прикрытия от FРV-дронов. Одно дело – системно использовать РЭБ для прикрытия взводов и отделений, другое – пытаться использовать противодроновые ружья как оружие последнего шанса для самозащиты бойцов от атак FРУ-дронов

Ну и наконец последним испытываемым средством от FРV-дронов стало гладкоствольное ружьё 12 калибра. Результат полностью оправдал ожидания – атакующий FРV-дрон был сбит первым же выстрелом, были повреждены винты, проводка, сорваны двигатели. Причём стрельба велась картечью, которая хоть и обладает высокой поражающей силой, но содержит не так уж и много поражающих элементов.

Скажем так, в спортинге по «тарелочкам» картечью не стреляют, и можно предположить, что при стрельбе дробью 0/00/000/0000 поражающее действие сохранится на достаточном уровне, а вероятность поражения ещё более возрастёт, впрочем окончательно выбрать оптимальный боеприпас можно только по результатам сравнительных практических стрельб именно по реальным FPV-дронам.


Картечь нанесла FPV-дрону фатальные повреждения. Кадр из видеоролика YouTube-канала «Крупнокалиберный переполох»

Сравнительные испытания противодроновых средств, проведённые YouTube-каналом «Крупнокалиберный переполох», наглядно показывают преимущества применения гладкоствольного дробового оружия для борьбы с FРУ-дронами.

В большинстве своём гладкоствольные ружья 12 калибра при стрельбе дробью или картечью имеют эффективную дальность порядка 30–50 метров (патроны 12/70 и 12/76 «Магнум»), далее кучность осыпи и убойная сила поражающих элементов падают. Можно предположить, что при работе по FРУ-дронам эффективная дальность стрельбы из дробовика составит и того менее – порядка 10–20 метров.

Проблема в том, что дробовик – это оружие, которое свободно в России не продаётся, соответственно, добровольцы не смогут организовать поставки этого оружия и боеприпасов для него в войска, или организовать это будет крайне сложно, что приведёт к ограничению объёма поставок.

Кроме того, помимо индивидуального оружия самообороны бойцов, могут быть созданы и стационарные/подвижные средства борьбы с FРV-дронами, тем более что такие работы уже ведутся, например, Фондом Лобаева (Фонд развития оружейных технологий).

Противодроновая турель от Lobaev Z

В первых числах апреля этого года на «Телеграм»-канале Lobaev Z был продемонстрирован комплекс, разрабатываемый Фондом Лобаева, предназначенный преимущественно для борьбы с БПЛА.

Комплекс представляет собой турель с электроприводами и закреплённым модулем вооружения, на фото и видео таковым является некий гладкоствольный дробовик 12 калибра с магазином повышенной вместимости барабанного типа. Также существует версия с модулем вооружения с нарезным стволом, рассматривается возможность и целесообразность создания комплекса одновременно с двумя модулями вооружения, с нарезным и гладкоствольным стволами.


Противодроновая турель, разрабатываемая Фондом Лобаева. Кадры из видеоролика lobaevfond.ru

Автор является убеждённым сторонником развития дистанционно управляемых модулей вооружения (ДУМВ) где-то с 2008 года, в связи чем эта тематика уже поднималась на страницах ВО в материалах «Дистанционно управляемые комплексы: автоматизированные огневые точки» и «Комплексы TGP для ВСУ: цели и задачи автоматизированных огневых точек в зоне СВО».

Большая часть существующих ДУМВ предназначена для установки на различные образцы боевой техники, но, кроме них, необходимы и лёгкие мобильные ДУМВ, оснащённые как специализированными модулями вооружения, так и предназначенные для установки штатных образцов вооружений, таких как автоматы с магазином увеличенной вместимости, ручные пулемёты, автоматические станковые гранатомёты, ручные противотанковые гранатомёты и огнемёты и многое другое, а с учётом необходимости борьбы с FPV-дронами и такое оружие, как гладкоствольные дробовики типа «Сайга Исп. 30» или «Вепрь-Молот».

Какова может быть сфера применения турели, разрабатываемой Фондом Лобаева и аналогичных изделий от других производителей?

Например, на участках, где продвижение, как ВС РФ, так и противника, практически отсутствует, с помощью противодроновых турелей, расположенных на возвышенностях и иных оптимальных для установки точках местности, может быть обеспечена зона повышенной защищённости от FРУ-дронов, то есть турели будут обеспечивать поражение большей части FPV-дронов, а от единичных прорвавшихся образцов бойцы могут защищаться индивидуальным оружием, в первую очередь с помощью гладкоствольных ружей. При этом операторы турелей, управляемых и обеспечиваемых питанием по проводам, могут размещаться в подвалах, дотах, дзотах или иных укрытиях.

Дополнительно противодроновые турели могут располагаться на подвижных, колёсных и гусеничных роботизированных платформах. Такие платформы могут периодически менять своё местоположение для того, чтобы повысить собственную выживаемость от атак FPV-дронов и артиллерии противника или для того, чтобы занять более оптимальную позицию, также они могут ездить пополнять боекомплект в максимально безопасном для этого месте.

Можно предположить, что эффективным решением окажется размещение противодроновых турелей на боевых и вспомогательных наземных машинах, с питанием от их бортовой сети. Например, на танке, поверх противодронового «мангала», могут быть установлены 2 противодроновые турели, при этом управляющие ими по радиоканалу операторы в количестве 4 человек могут размещаться в десантном отсеке сопровождающей танк на некотором отдалении боевой машине пехоты (БМП), также оснащённой парой противодроновых турелей – FРV-дроны нынче залетают далеко.

Выводы

Как показывает практика, угрозы, исходящие от FРV-дронов, в настоящее время только возрастают, в связи с чем обеспечение бойцов наземных подразделений индивидуальными и групповыми средствами защиты от FРУ-дронов приобретает первостепенное значение.

В качестве индивидуального средства самозащиты от FРV-дронов оптимальным решением является использование гладкоствольных ружей – дробовиков 12 калибра, скорее всего, полуавтоматических, типа «Сайга Исп. 30» или «Вепрь-Молот», хотя нельзя исключать и целесообразность применения помповых ружей, как более надёжных, устойчивых к загрязнению и нечувствительных к качеству боеприпасов.

В качестве групповых средств самообороны от FРV-дронов, в дополнение к средствам РЭБ, могут использоваться ДУМВ-турели с гладкоствольными модулями вооружения, размещаемые стационарно, на подвижных роботизированных платформах, а также на боевых и вспомогательных наземных машинах.

Например, танк Т-90М с 2 противодроновыми турелями на противодроновом козырьке-«мангале», сопровождаемом БМП-З с 2 противодроновыми турелями и 4 операторами в отсеке десанта, поддерживаемые отделением пехоты с гладкоствольными ружьями, будут куда более защищены от FРV-дронов, чем просто танк Т-90М с противодроновым козырьком, в сопровождении БМП-З и отделением бойцов с АК-74М.

Такой танк, будучи в относительной безопасности от атак FРV-дронов, сможет последовательно и точечно разбирать «опорники» противника своей мощной 125-мм пушкой. Сапёры под прикрытием взвода бойцов с дробовиками и противодроновыми турелями на подвижных роботизированных платформах смогут осуществлять разминирование местности, обеспечивая танку и БМП возможность продвижения вперёд.

Выбив у противника подпорку из FPV-дронов, можно сломать его оборону, реализовав наступательный потенциал ВС РФ, и основой этого могут стать обычные гладкоствольные ружья 12 калибра в руках наших бойцов.

Медлить нельзя, необходимы массовые поставки дробовиков в ВС РФ.