К сожалению, многие трагедии советского военно-морского флота и по сей день остаются для нас закрытой темой. В архивах о них можно получить лишь общие сведения, свидетели находятся под подпиской о неразглашении, а эксперты, проводившие расследование случившегося, предпочитают держать язык за зубами. Тем не менее говорить о подобных трагических происшествиях можно и нужно, ведь за каждой катастрофой стоят судьбы не только моряков, но и членов их семей.

Атомной подводной лодке «Комсомолец» (К-278), спущенной на воду 3 мая 1983 года, казалось, была определена долгая и счастливая судьба. По своим техническим характеристикам субмарина являлась уникальным продуктом проекта 685 «Плавник», который производил усовершенствование этого типа кораблей. Её проектировали и строили ведущие советские конструкторы Н.А. Климов и Ю.Н. Кормилицын. «Комсомолец» стал не только судном, на котором производились эксперименты, но и полноценным боевым кораблём с высокой скоростью (31 узел), современным вооружением (6 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм), а также глубиной погружения более километра (другие подлодки опускались на глубину не более 300-400 метров). Можно с полной определённостью сказать, что «Комсомолец» был лучшей субмариной Советского Союза.

Служить новому кораблю предстояло в рядах Краснознамённого Северного флота. В условиях мирного времени, да ещё и приближающейся «перестройки» субмарина выполняла преимущественно научные исследования и иногда несла боевое дежурство. Невероятная глубина погружения позволяла «Комсомольцу» проводить такие изыскания, которые были невозможны до 80-х гг. Казалось, что судну с такой современной технической базой ничего не может грозить.

28 февраля 1989 года «Комсомолец» отправился на очередное боевое дежурство в нейтральные воды Норвежского моря. Командовал им капитан 1-го ранга Евгений Алексеевич Ванин. По счастливой случайности большая часть экипажа субмарины осталась на суше, что и спасло ей жизнь.

Обстоятельства начала трагедии и по сей день доподлинно неизвестны. Очевидно лишь, что в 7-м отсеке вспыхнул пожар, быстро распространившийся на другие части корабля. Находившийся в этом отсеке матрос Нодари Бухникашвили погиб на месте, не успев ничего передать капитану корабля. Примерно через десять минут моряки получили приказ всплывать на поверхность. К сожалению, наладить надёжную связь с центром получилось далеко не сразу. Для спасения погибающих моряков были вызваны самолёты, оперативно прибывшие на место происшествия.

Капитан субмарины «Комсомолец» капитан 1-го ранга  Евгений Ванин
Капитан субмарины «Комсомолец» капитан 1-го ранга  Евгений Ванин

С этого момента экипаж субмарины начал отчаянную борьбу за спасение корабля. К сожалению, она не увенчалась успехом. Дело в том, что огонь и угарный газ начали проникать в другие отсеки, а система пожаротушения подвела. Когда капитану Ванину стало очевидно, что судно не спасти, он отдал приказ об эвакуации. Оставшиеся в живых члены команды выбрались на поверхность и приготовились покинуть «Комсомолец».

В этот момент случилось непоправимое. Один из плотов был отнесён течением от корабля, а второй перевернулся. Одновременно «Комсомолец» стремительно затонул, увлекая в бездну моряков. Среди погибших был и капитан корабля Евгений Ванин.

Героические усилия лётчиков позволили спасти 27 моряков из 69 членов экипажа. Позже погибшие и оставшиеся в живых были награждены орденом Красного Знамени.

Гибель «Комсомольца» стала шоком не только для моряков, но и для всех, кто оказался посвящён в эпизоды трагедии. Была назначена государственная комиссия, которая тщательно расследовала все возможные причины случившегося. Увы, но действительных обстоятельств трагедии установить не удалось. Экспериментальная субмарина «Комсомолец» и по сей день лежит на дне Норвежского моря, ожидая того момента, когда технические средства позволят её поднять и отправить на Родину…

Заглавное фото: атомная подлодка «Комсомолец». Фотография сделана 1 января 1986 года

Нил КОЛЬЦОВ