8 апреля 1847 года в Киеве был произведен арест поэта Т. Г. Шевченко и историка Н. И. Костомарова. В вину им вменялось участие в тайном Кирилло-Мефодиевском обществе.

Кирилло-Мефодиевское братство существовало как тайное политическое сообщество, созданное по инициативе Н. Костомарова в январе 1846 — марте 1847 года в Киеве. На первый взгляд братство основывалось на вполне христианских и славянофильских идеях. Своими главными задачами оно считало отмену крепостного права, либерализацию политической и культурной жизни, национальное и социальное (будто бы исключительно в антифеодальном смысле) освобождение Малороссии (несуществующей Украины) в рамках панславянского союза народов.

Состав будущей «славянской федерации» должен был формироваться из Малороссии (несуществующей Украины), России, Польши, Чехии, Сербии и Болгарии. В этом фантастическом и прекраснодушном союзе высшая законодательная власть делегировалась двухпалатному сейму, а исполнительная — президенту. Реализации своих мечтательных политических идеалов общество предполагало добиться с помощью мирных реформ в полном соответствии с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения».
Совершенно очевидно, что проект этот имел (в отношении Малороссии и населявших её на тот момент мифических украинцев) отчетливый квазинационалистический характер. Вне зависимости от того, понимали это или нет создавшие братство беспочвенные мечтатели-гуманисты. Тем более что вся эта славянофильская лепота должна была наступить при условии и после разрушения Российской и Австро-Венгерской империй, что и декларировалось в задачах общества.

Таким образом, Кирилло-Мефодиевское братство стало первой на территории Малороссии тайной организацией политического направления. Что и подтверждалось двумя программными документами, написанными Н. Костомаровым («Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» и «Уставом Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», а также пространным пояснением к Уставу за авторством В. М. Белозерского. В остальном кирилло-мефодиевцы пропагандировали стандартный революционно-освободительный суповой набор: свободу, равенство, братство как фундаментальные принципы построения нового общества. В качестве конкретных шагов к благородному построению этого прекрасного (а как же иначе, всегда одна и та же песня!) «нового общества» предполагалось упразднение крепостничества, ликвидация сословных перегородок, общедоступность образования.

С самого начала, несмотря на немногочисленность братства (всего в тайном обществе насчитывалось 12 человек), в нем сразу выделилось два течения: либерально-буржуазное (эволюционное) и народно-демократическое (революционное). Как это чаще всего бывает, основу братства составили молодые местные интеллигенты Киевского и Харьковского университетов: Н. Костомаров, В. Белозерский, А. Навроцкий, П. Кулиш, Н. Гулак (дальний родственник будущего академика В. И. Вернадского по матери) и некоторые другие. Не обошлось и без еще одного «колоритного» персонажа, — Т. Шевченко (вступившего в братство в апреле 1846 года). Не будучи интеллектуальным лидером общества, он тем не менее оказал заметное влияние на общую идейную платформу и политические настроения членов общества.

Несомненно, тайное Кирилло-Мефодиевское братство было зачаточной формой будущей подрывной революционной организации с ярко-выраженным националистическим ароматом, что и было вовремя замечено и пресечено бдительными «компетентными органами».

Илья Рябцев