Братская могила в Красногорске

Едва Россия начала приходить в себя от шока 22 марта, как появились новые сюжеты вокруг «Крокус Сити Холла».

Эмин Агаларов, представляющий Agalarov Development, заявил о потенциальной возможности восстановления здания концертного зала. Была озвучена примерная сумма затрат – порядка 150 млн долларов. Эмир исходил из стоимости строительства комплекса в 70 млн на момент 2009 года. Инфляция и сложности с поиском оборудования, часть которого теперь санкционное, могут поднять итоговую цену восстановления еще на несколько десятков миллионов долларов.

Остается только посочувствовать семье Агаларовых, учитывая залоговый статус сгоревшего здания. По словам Эмина, «Крокус Сити Холл» сейчас в залоге у «Газпромбанка». Какова будет дальнейшая судьба этого актива, неизвестно – банк вправе потребовать в качестве залога новые объекты недвижимости.

Надо отдать должное, Агаларовы пожертвовали пострадавшим в теракте 100 миллионов рублей. По оценкам экспертов, итоговый ущерб концертному залу от теракта может составить 12 млрд рублей. Страховка в самом лучшем случае покроет 1/40 суммы ущерба, как сообщает «Коммерсант».

В худшем случае никто ничего выплачивать вообще не будет – террористическую атаку рассмотрят как нестраховой случай. На данный момент окончательное решение о судьбе разрушенного здания не принято – Эмин Агаларов ссылается на решение президента, главы Подмосковья и народа России. Дескать, как они сообща решат, так и будет.

Не претендуя на глас народа, попробуем выразить свое мнение.

Прежде всего, стоит обратиться к самой трагедии. Напомним, что по количеству жертв расстрел и сожжение людей в «Крокус Сити Холле» превзошло шокирующие по своей жесткости события на Дубровке в 2002 году.

Это крупнейший теракт в России за последние десятилетия, если исключить захват школы в Беслане в 2004 году, где погибли 333 человека. Теракт на Дубровке окончился большими жертвами, но здание практически не получило повреждений.

В итоге власти ограничились мемориальной доской и комплексом около театра, в который входит стела с храмом Мефодия и Кирилла. Безусловно, достойное увековечивание памяти погибших от рук террористов. Стоит мемориал скромно, туристам и приезжим в глаза не бросается. Пойди и пойми, когда и для какой цели поставили храм Мефодия и Кирилла – для этого необходимо не полениться и прочитать надпись мелким почерком на фасаде.

Театральный центр на Дубровке словно и не почувствовал прошедшую трагедию. Здесь все так же принимают гостей и ставят театральные представления.

В конце концов, не сносить же вполне работоспособный театр и ставить на его месте мемориал, чтобы его с любого конца Москвы видно было?

Нет особого желания здесь пропагандировать западный подход, но посмотрите, как увековечили память погибших в Нью-Йорке в теракте 11 сентября 2001 года. Здесь даже если захочешь, не забудешь.


Мемориал в Нью-Йорке на месте башен близнецов

Показательна история «Зимней вишни», унесшей 60 человек, из которых 37 детей. На месте уничтоженного торгового центра разбили парк с небольшим мемориалом и часовней – во всем остальном это обычная городская зона отдыха.

Пока кемеровчанам нет необходимости лишний раз напоминать о трагедии шестилетней давности, но годы бегут, и будущим поколениям придется проводить отдельные экскурсии в «Парк ангелов». И никто даже и думать не мог о восстановлении печально знаменитого торгового центра.

А вот Эмин Агаларов «за созидание, за восстановление».

Чего стыдимся?

Ограничиться скромной мемориальной табличкой на фасаде новостройки? Или поодаль поставить скромную часовенку?

Можно еще где-нибудь подальше разбить парк, посадить 143 сосны/березы/клена и успокоиться. А в новом «Крокус Сити Молле» зуммеры будут проводить экскурсии в социальных сетях: «Вот здесь застрелили первого человека», «Здесь инвалид-колясочник прикрыл свою жену телом» и «Здесь погибла разом целая семья». Выступления российских «вокально-инструментальных ансамблей» на месте, где от пуль, дыма и гари погибли 143 человека, будут выглядеть как пляски на костях. Не меньше – не больше.

Этого хотим?

Финансы финансами, но бизнесменам не стоит думать исключительно о прибыли. Непонятно, как у среднестатистического россиянина поднимется рука аплодировать артисту на месте, где, истекая кровью, умирали женщины и дети.

Если очень хочется, то компенсируйте Агаларовым все издержки и поставьте на месте «Крокус Сити Холла» что-то умопомрачительное. Государственный бюджет от этого не сильно обеднеет. Наймите лучших архитекторов, проведите общественное обсуждение, но не спускайте все на аналоги парков и скромных часовен. Мемориал должен стать культурной ценностью, попасть в учебники и выразить всю скорбь оставшихся в живых после 22.03.2024. Скорбь за то, что не уберегли, не предотвратили.

А потенциальным террористам, которые наверняка должны будут проходить мимо, мемориал должен внушать первобытный ужас. Чтобы ни одной клеточкой своего тела они больше не задумывались о смертных грехах.

Да, у тех, кто идет мимо мемориала, не будет особого настроения для развлечений и совершения лишних покупок в местных торговых центрах. Но времена изменились. Праздность, которую мы до сих пор себе позволяем, пора искоренять. Страна давно вовлечена в глобальный конфликт, и теракт в «Крокус Сити Холле» является частью этого адского плана.

Как только забудем об этом, потеряем себя, а с этим и шансы на Победу.


Театр на Дубровке. Мемориал.

Главным мемориалом погибшим 22 марта 2024 года, конечно, станет не памятный комплекс, а неизбежность отмщения.

Возмездие для кураторов террористов с Украины, из запрещенного в России ИГИЛ и прочих поддонных контор. Пока последний из причастных к террористической акции не получит свой пожизненный срок, пощечина, которую получила страна, не может быть стерта из памяти.