Сегодня депутаты Европейского парламента большинством голосов утвердили противоречивый закон о свободе СМИ в ЕС, который предоставляет дополнительные полномочия Европейской комиссии для вмешательства в медиапространство государств-членов.

Так, новый закон предусматривает создание общеевропейского надзорного органа — комитета по СМИ, который должен следить за реализацией общеевропейских правил в каждой стране ЕС.

Однако оппозиционный евродепутат от Франции Катрин Гризе полагает, что этот орган будет находиться под влиянием Еврокомиссии и может узурпировать полномочия национальных органов по надзору в медиапространстве.

«Благодаря этому тексту мы предоставим комитету, который подконтролен Европейской комиссии, контроль над всеми регуляторами, и в итоге он рискует превратиться в „министерство правды‟», — сказала депутат в ходе обсуждения закона перед голосованием, сделав отсылку к литературному образу о ведомстве, занимающемуся цензурой, пропагандой и фальсификацией информации (Джордж Оруэлл, «1984»).

Она отметила, что плюрализм и свобода мнений чужды современной брюссельской бюрократии, о чём свидетельствует отношение к оппозиции в Европарламенте.

Как ранее пояснил еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон, Еврокомиссия предлагает рассматривать единый медиарынок Евросоюза, на котором будут действовать общие правила. В случае, если какое-либо государство не будет придерживаться установленных правил, Еврокомиссия может подать против него иск в Суд Евросоюза.

Новые правила обязывают СМИ соблюдать прозрачность, раскрывать своих собственников, источники финансирования, вне зависимости от того, идёт ли речь о рекламе или о государственной дотации. В том числе, это касается финансирования, получаемого из государств, не входящих в Евросоюз. Власти стран ЕС также будут обязаны сообщать Еврокомиссии о тратах на рекламу в СМИ и в интернет-платформах.

Что касается государственных СМИ, то власти должны обеспечить им стабильное финансирование, независимость редакционной политики, гарантировать прозрачность и исключить дискриминацию при назначении руководства таких структур. Государственные СМИ, в свою очередь, должны обеспечить на своих ресурсах «плюрализм мнений», непредвзятое освещение событий «в соответствии со своей общественной миссией».

Общеевропейские правила отдельно оговаривают запрет на использование шпионского оборудования против сотрудников СМИ, но запрет этот неполный. В частности, использование шпионских программ возможно под контролем судебных органов, если вопрос затрагивает «национальные интересы» или речь идёт о тяжких преступлениях. Ранее европейские журналисты сталкивались со слежкой с помощью шпионских программ типа Pegasus из-за своей профессиональной деятельности.

Новые правила также устанавливают правила защиты контента СМИ от недобросовестной модерации или удаления в социальных сетях. Такие злоупотребления будут пресекаться. Но только в том случае, если речь идёт о признанном независимым средстве массовой информации.

Как ранее заявил в интервью исполняющий обязанности постпреда России при ЕС Кирилл Логвинов, Евросоюз под видом якобы борьбы с дезинформацией борется с неугодными СМИ и журналистами, отрезает европейское общество от альтернативных информационных источников.

Ситуация с российскими СМИ на Западе в последние годы становится всё сложнее. В ноябре 2016 года Европарламент принял резолюцию, в которой говорится о необходимости противодействия российским СМИ, при этом главными угрозами в документе названы Sputnik и RT. Ряд западных политиков, включая американских сенаторов и конгрессменов, а также президента Франции, обвиняли Sputnik и RT во вмешательстве в выборы в США и Франции, однако не приводили при этом никаких доказательств. Официальные российские представители назвали такие заявления голословными.

За последнее время ЕС ввёл санкции против крупнейших российских СМИ, запретив их вещание на территории Евросоюза. Такое решение было принято без обращения в суд или к национальным регуляторам в странах ЕС, которые отвечают за медиарынки своих стран.

Источник