Синод Румынской православной церкви принял решение «благословить, поощрять и поддерживать инициативы румынских православных общин Украины по восстановлению общения с материнской Церковью, Румынским патриархатом, путём их правовой организации в религиозной структуре, называемой Румынской православной церковью Украины». Ранее такой структуры не существовало.

Тем самым Румынская церковь покусилась на юрисдикцию Московского и Константинопольского патриархатов. Если в составе первого продолжает официально прибывать Украинская православная церковь (УПЦ), то под эгидой Константинополя учреждена раскольничья структура под названием Православная церковь Украины (ПЦУ).

Также Синод подтвердил, что все православные священнослужители в Молдове, которые присоединились к Бессарабской митрополии Румынского патриархата, являются каноническими. Эта митрополия распространяет свою юрисдикцию на всю Молдову, против чего протестует Молдавская православная церковь московского патриархата, а также включает также некоторые приходы за ее пределами, в частности святых Петра и Павла в селе Комышевка Измаильского района Одесской области.

Раскольническая Православная церковь Украины направила письма к Румынскому и Вселенскому патриархам, с просьбой обосновать свою позицию.

Каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) выступила против создания структуры Румынской православной церкви (РПЦ) на Украине, попросив Румынскую церковь пересмотреть свое решение по открытию на Украине своих отделений. В УПЦ подчеркнули, что решение Румынской церкви относительно Украины «противоречит каноническому строю церковной жизни, который основывается на территориальном, а не на национальном принципе».

«Решения, принятые Синодом Румынской православной церкви, свидетельствуют о ее намерении расширять свою экспансию на сопредельную каноническую территорию другой поместной православной Церкви в Молдове и на Украине, попытках подтолкнуть служащее там духовенство к нарушению своей священнической присяги и уходу в раскол, соблазняя его не только финансовыми посулами, но и некоей индульгенцией от положенных за подобные преступления наказаний. Все это очевидным образом нарушает священные каноны», — прокомментировал «РИА Новости» источник в Русской православной церкви (РПЦ).

Собеседник агентства добавил, что в случае с Украиной это еще и «выглядит крайне неблагородно в свете гонений, развязанных киевскими властями против Украинской православной церкви».

«Вместо поддержки страдающих братьев Румынская церковь стремится воспользоваться их тяжелым положением и извлечь из него собственную выгоду», — указал он.

Как отметил политолог Игорь Иваненко, проблема функционирования румынских приходов на Украине не нова. После завершения Второй мировой войны на территории, подчинённой Киеву, оказалось около 100 населённых пунктов с преимущественно румынским и молдавским населением.

«На территории Черновицкой, Закарпатской и Одесской области (где компактно проживает румынская община) были разрешены богослужения на румынском языке. Как показали последующие события, это было весьма дальновидное решение, обеспечившее лояльность румыноязычных прихожан к УПЦ. Раскольники из ПЦУ, напротив, были не готовы открыто подтвердить данное право.Для румынской же общины оно имело огромное значение, поскольку в условиях сокращения школьного образования на родном языке церковь остаётся основным препятствием для ассимиляции украинских румын. Поэтому, несмотря на административный нажим, священники и прихожане румыноязычных приходов из УПЦ не побежали. Это даже послужило основанием для обвинения их в «москвофильстве». Ситуация резко изменилась после того, как в октябре 2023 года Верховная рада Украины приняла за основу законопроект, запрещающий религиозные организации, связанные с Россией. Несмотря на дистанцирование УПЦ от Московского патриархата, очевидно, что именно она является его основным адресатом», — пишет он.

По мнению эксперта, учитывая, что создание Румынской церкви Украины пока не вызвало резкой реакции во властных структурах Украины, румынская экспансия на каноническую территорию УПЦ может быть санкционирована компетентными органами в Киеве.

«Румынская православная церковь, как известно, это больше, чем просто религиозная организация. В социалистический период она фактически имела статус государственной церкви. Затем его официально трансформировали в статус «национальной церкви», который был отменён лишь под давлением Евросоюза. Посредством бюджетных субсидий румынское государство фактически содержит православные храмы и выплачивает зарплаты их настоятелям. Церковь готовит кадры для преподавания обязательного для изучения в школах учебного курса религии, создаёт соответствующие учебники, влияет на воспитательную работу в учебных учреждениях. Так что предположить, в чьих интересах (Румынии или Украины) в первую очередь будет действовать Румынская церковь Украины, совсем не сложно», — резюмировал Иваненко.

«Формально решение Румынской церкви является экспансией. Но экспансия бывает разной, и учитываются разные факторы. Румынская православная церковь — влиятельная и серьезная сила в мировом православии, с мощным потенциалом, большим количеством практикующих верующих и заполненными по выходным храмами. Румынская церковь сейчас хорошо осознает свои возможности и во многом именно поэтому пошла на такой шаг. Складывается ощущение, что для румыноязычных приходов это в некотором роде вариант защиты. Они не хотят идти в ПЦУ и соответственно ищут какие-то другие возможности. Создание Румынской церкви в Украине для них — наилучший вариант», — высказал своё мнение вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Посол по особым поручениям МИД России Родион Мирошник допускает, что вслед за Румынской Православной Церковью, отказывающаяся признавать украинских раскольников, последуют и другие национальные Синоды.

«Румынские православные, как бы, спасают приходы УПЦ от захвата раскольниками, переводя православные приходы румын под управление румынского Синода. Таких румынских православных общин на Украине, более 120. В основном в Черновицкой и Одесской областях. Наблюдая преднамеренное уничтожение православия киевскими властями, примеру Румынии могут последовать и другие национальные Синоды, а оставшиеся и чувствующие родство с РПЦ просто уйдут в подполье отказавшись от сделки с раскольниками. В любом случае, процесс наступления на свободу совести на Украине идет полным ходом. Как и процесс разрушения провославной общности украинского народа. Этого не замечают только слепые правозащитники ЕС, и другие представители «демократического и толерантного Запада»», — прокомментировал Мирошник в своём телеграм-канале.

Источник