В Харьковском художественном музее проводится ревизия экспонатов по национальному признаку, в ходе которой националисты разделяют произведения искусства на «правильные» — работы современных украинских живописцев, и «неправильные» — работы русских художников.

При этом, как заявила директор музея, Валентина Мызгина в эфире «Украинского радио Харькова», официальных постановлений, что делать с русской живописью, музею не присылали. Потому она проявила инициативу и решила убрать картины русских художников, которых в музее хранится почти 26 тысяч, заменив их полотнами современных украинских живописцев.

«Что происходит, мы спасаем здесь картины российских творцов. Это вызывает такой диссонанс в голове, что даже не хочется об этом думать», — сказала она.

То есть, Мызгина, как директор художественного музея, считает, что ей принадлежит право решать, какие из произведений «достойны» нахождения в музейных залах, а какие — нет. При этом она в ходе своей чистки не до конца понимает, что относить к работам русских мастеров, а что к украинским. Также некоторые полотна художников, связанных с Украиной, у дирекции музея вызывают сомнения по своему содержанию.

В качестве конкретного примера она приводит одного из самых ярких живописцев конца XVIII – начала XIX века Владимира Боровиковского. Он был родом из Миргорода, но большую часть жизни прожил в Санкт-Петербурге, прославился тем, что писал портреты российских аристократов и членов императорской семьи. В коллекции Харьковского музея хранится портрет императора Павла I кисти Боровиковского.

Ещё один художник XIX века Григорий Мясоедов прожил более 10 лет в Харькове. Одна из его картин «В Севастополе в 1854 году», по оценке Мызгиной, проявляет себя как русский художник. На картине изображены мирная жительница русского Севастополя и её ребенок, погибшие от английского снаряда.

Собственно, то же самое и с Ильёй Репиным, который родился и вырос в Чугуеве Харьковской области.

Из истории музея: Начало собрания художественного музея было положено основателем Харьковского университета (1805) Василием Каразиным, который приобрёл в Санкт-Петербурге у Фёдора Аделунга 2477 графических листов западноевропейских мастеров. В эту коллекцию входили произведения выдающихся художников XVI-XVIII вв .: А.Дюрера, Х.Гольциуса, Л.Джордано, П.Брейгеля Старшего, А. ван Дейка, Ф.Буше и другие.

Из произведений высококлассного отечественного искусства в 80-х годах XIX века, предоставленных петербургской Академией художеств, началось формирование собрание «Украинский и русское искусство XVI — XX веков», обогащенное впоследствии коллекциями П.Харитоненко и Б.Филонова, поступлениями в советское время из музеев Москвы и Ленинграда, даров частных лиц и закупок. Среди шедевров — редкие иконы Волынской школы XVI века и шедевры украинского барокко: «Троица», «Преображение».

Размещен по хронологически-стилистическим принципом экспозиционный ряд дает представление о формировании и развитии искусства классической эпохи — XVIII — XIX веков, связанного с Академией художеств и Московским училищем живописи, скульптуры и архитектуры, другими учебными заведениями. Это работы А.Лосенко, Д.Левицкого, В.Боровиковского, О.Кипренского, С.Щедрина, В.Тропинина, С.Зарянка, передвижников В.Васнецова, И. Шишкина, М.Клодта, А.Ярошенка, Н. Ге , В.Маковского, В.Сурикова.

Особая гордость собрания — славные мастера, творчество которых вдохновляла Харьковщина. Это И.Айвазовский, И. Репин, Семирадского, З.Серебрякова, представители харьковской пейзажной школы — С. Васильковский, П. Левченко, М.Беркос, М.Ткаченко, мастера искусства «серебряного века» — С. Жуковский, С.Виноградов, К.Коровин, П.Малявин, М. Нестеров, Б.Кустодиева.

Становится понятно, что, если исключить из музея всех признанных русских деятелей искусства, музей останется без экспонатов.

Источник