Перед началом Варшавско – Познанской операции немецкое командование превратило город Позен (так в период оккупации назывался город Познань) в крепость. Несмотря на очевидный проигрыш в войне, фашисты цеплялись за каждый крупный населённый пункт, чтобы остановить советское наступление. Кроме того, по итогам второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) город Познань был включён в состав Пруссии и больше века развивался при немцах, а с 1876 года его  целенаправленно превращали в мощнейший укрепрайон. Действовала политика германизации – в конце ХIX века в Познани проживали около 40 процентов этнических немцев. То есть для Германии это был особенный город во всех смыслах.

В городе были регулярные части вермахта, но началось и создание так называемого фольксштурма – своеобразного народного ополчения, в ряды которого зачислялись даже старики и дети. Немцы вооружали их тем, что завалялось на складах и не представляло особой ценности для армии.

Оборону города серьёзно облегчало наличие фортов (их было 18), построенных ещё во времена Германской империи. Безусловно, к 1945 году они в техническом отношении несколько устарели, однако всё еще представляли собой грозную силу. Наибольшую боеспособность демонстрировал так называемый форт «Виняры», который немцы считали последним рубежом обороны, своей цитаделью. Командовал гарнизоном генерал Эрнст Гонелл, в распоряжении которого находились сборные силы численностью около 15-20 тысяч человек.

Первая попытка взятия города была предпринята 23 января 1945 года. 8-й гвардейский механизированный корпус под командованием генерала Михаила Ефимовича Катукова попытался с ходу ворваться в Позен, однако столкнулся с упорным сопротивлением и отступил. Командование 1-го Белорусского фронта приказало танкистам обойти город и уступить место пехотным частям 69-й (Владимир Яковлевич Колпакчи) и 8-й (Василий Иванович Чуйков) гвардейских армий, которые взяли город в кольцо. Части Чуйкова также попытались захватить Позен стремительным ударом, однако вскоре стало понятно, что на быстрый успех войскам рассчитывать не приходится.

С этого момента начался поэтапный штурм города-крепости, затянувшийся на месяц. Немцы не только оборонялись в фортах, но и выстроили оборону в обычных домах. Разумеется, при этом погибло огромное количество гражданских жителей, скрывавшихся от обстрелов в подвалах. На все предложения о капитуляции генерал Эрнст Гонелл, убеждённый национал-социалист, отвечал отказом.

Поэтапная зачистка городских домов и фортов продолжалась вплоть до 17 февраля. Наиболее ожесточённые бои шли 9-10 февраля, когда красноармейцам удалось захватить главные оборонительные укрепления. До решающей победы оставалось немного – форт «Виняры». Как оказалась, именно здесь советские войска должны были столкнуться с самым ожесточённым сопротивлением.

Гонелл сосредоточил в цитадели самых фанатичных бойцов гарнизона. Ядро их составляли эсэсовцы и солдаты латышского батальона, не надеющиеся на пощаду. Они были вполне под стать своему фанатичному командиру. Из Берлина пришёл категорический приказ Гиммлера (главы СС) держаться до последнего.

Лишь 23 февраля после долгих и кровавых приступов форт пал, похоронив под своими завалами множество фашистов. Часть из них, осознав бессмысленность сопротивления всё же сложила оружие. Эрнст Гонелл предпочёл умереть красиво – он развернул на полу флаг Третьего рейха, лёг на него и выстрелил себе в голову.

Так пала одна из самых мощных крепостей Третьего рейха. Гибель её солдат оказалась бессмысленной – фашизм был обречён и доживал последние дни. Впрочем, Гитлера и его окружение судьба простых людей заботила мало – они уже приняли решение, что Германия должна погибнуть вместе с ними. Однако до конца этот план так и не был воплощён в жизнь.

За город-крепость положили жизни 4887 солдат и офицеров РККА. Потери противника были ошеломительными – от 15 до 40 тысяч, по разным данным, были убиты, от 17 до 23 тысяч – пленены.

Заглавное фотоСоветские артиллеристы ведут обстрел фортов Позена

Нил КОЛЬЦОВ