КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАД

Эпопея с продажей “Яндекса” завершилась. Компания будет продана консорциуму новых инвесторов и сменит прописку с нидерландской на российскую. Однако остаётся вопрос: планируются ли какие-либо изменения в политике IT-гиганта? Или же “Яндекс” по-прежнему будет главным работодателем для мигрантов, приезжающих в Россию миллионами?

5 февраля стало известно о достижении договорённостей по сделке с «Яндексом». Компания будет продана пулу инвесторов и теперь по-настоящему станет российской. Да, если кто не знал: «Яндекс» и де-факто, и де-юре является иностранной компанией, зарегистрированной в Нидерландах (Yandex N.V.), а до настоящего момента контроль над ней сохранял израильский бизнесмен из Казахстана Аркадий Волож.

Впрочем, нельзя сказать, что изменение структуры собственности вызывает оптимизм. Единственный известный положительный момент – переезд из Нидерландов в специальный административный район (САР) в Калининграде. Теперь это будет не Yandex N.V., а Международная компания – акционерное общество (МКАО) «Яндекс».

«ЯНДЕКС» БУДЕТ ПРОДАН ПУЛУ ИНВЕСТОРОВ И НАКОНЕЦ СТАНЕТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ РОССИЙСКИМ. ФОТО: ALEKSANDER POLYAKOV/GLOBAL LOOK PRESS

Если смотреть на имена новых акционеров, то какие-либо однозначные выводы сделать сложно. Так, доли контролировать МКАО «Яндекс» предполагается через ЗПИФ «Консорциум. Первый». В нём доли распределены следующим образом:

  • 35% – фонд менеджеров «Яндекса» (сообщается, что он состоит из 50 сотрудников компании);
  • 25% – «Инфинити Менеджмент» (структура принадлежит Александру Чачава);
  • 15% – «Аргонавт» (структура принадлежит нефтяной компании «Лукойл»);
  • 15% – «Айти. Развитие» (структура принадлежит Павлу Прассу);
  • 10% – «Меридиан-Сервис» (структура принадлежит Александру Рязанову).

У многих читателей наверняка возник вопрос: кто все эти люди?  Хорошо, что ещё есть понимание по «Лукойлу» и фонду менеджеров. В последнем случае практика распределения акций IT-компаний среди лучших сотрудников для стимулирования их работы вполне нормальна. Но как так получилось, что в капитале IT-гиганта не только России, но и всего мира будут присутствовать (с достаточно крупными долями) какие-то «ноунеймы»?

Впрочем, есть сильное подозрение, что вышеназванные персонажи представляют интересы других, более мощных и влиятельных персон, которые находятся под санкциями. Что же, это их право, практика распространённая.

Однако в связи с этим возникает вопрос: изменится ли политика «Яндекса» при новом составе акционеров?

ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЙ ВОЛНУЕТ МНОГИХ В СВЯЗИ СО СМЕНОЙ ВЛАДЕЛЬЦЕВ «ЯНДЕКСА»: ИЗМЕНИТСЯ ЛИ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ В ОТНОШЕНИИ МИГРАНТОВ? ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ/АГН «МОСКВА»

Главный работодатель для мигрантов

В России принято нахваливать «Яндекс», который сформировал образ высокотехнологичной компании, внедряющей уникальные и инновационные продукты. Причём зачастую собственной разработки. Всё это, конечно, хорошо. Однако мало кто осознает тот принцип, что развитие экономики или технологий не должно и не может быть самоцелью. Подобное необходимо для получения ресурсов, которые используются для решения других, более важных задач.

Среди них можно выделить обеспечение демографического воспроизводства населения, роста реального уровня благосостояния граждан, здравоохранения и образования, а также обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны.

«ЯНДЕКС» СФОРМИРОВАЛ ОБРАЗ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ КОМПАНИИ, ВНЕДРЯЮЩЕЙ УНИКАЛЬНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ. ФОТО: ДЕНИС ВОРОНИН/АГН «МОСКВА»

Если говорить о демографии, то данный вопрос, безусловно, является главной проблемой нашей страны. И речь идёт не только о катастрофически низком уровне рождаемости, но и об этнокультурном и даже цивилизационном замещении русского и других коренных народов России. Миллионы мигрантов приезжают в нашу страну не столько за работой, сколько в целях смены своего места жительства. Привозят сюда семьи, прочую родню и прокладывают дорогу для других соотечественников.

Если мы не говорим о террористических, экстремистских и криминальных элементах, то куда больше вопросов возникает не к самим мигрантам, а к тем, кто их сюда запускает и обеспечивает работой, вместо того чтобы создавать рабочие места для коренного населения и ускоренным образом заниматься повышением производительности труда через автоматизацию и роботизацию производств. Одним из главных работодателей для мигрантов как раз является «Яндекс».

Отмечу, что такие крупные компании, как упомянутый IT-гигант, безусловно, имеют ответственность не только за те проекты, которыми они непосредственно занимаются, но и за то, как их работа сказывается на жизни всей страны и всего населения. Что же мы видим в случае с «Яндексом»?

С позволения сказать, «должности» курьеров и таксистов по многом занимают мигранты. В городах-миллионниках их большинство. Если брать такси, то всего в данной сфере работает порядка 1 млн человек, из которых 40%, то есть 400 тысяч (!) составляют мигранты. Но в эту статистику не входят так называемые «новые россияне», которые сумели получить паспорт с золотистым двуглавым орлом и мигрантами формально уже не считаются.

По доле мигрантов среди курьеров данных нет, но общее число человек, занятых в этой сфере, также составляет порядка 1 млн. Учитывая то, что мигранту легче стать курьером, чем таксистом, где есть хотя бы минимальные требования, можно с высокой долей вероятности предположить, что их доля составляет не менее половины (а скорее всего – больше).

ПО КОЛИЧЕСТВУ КУРЬЕРОВ-МИГРАНТОВ ТОЧНЫХ ДАННЫХ НЕТ, НО В МЕГАПОЛИСАХ В ОСНОВНОМ ИМЕННО ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ ДАННУЮ РАБОТУ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBAL LOOK PRESS

Таким образом, в сфере такси и курьерской доставки работает около 1 млн мигрантов! В тех отраслях, которые не являются критически важными для нашей экономики и от замедления развития которых никакого коллапса не случится. Зато он, увы, случится, если мигранты продолжат формировать свои этнические «гетто» в ряде районов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников.

Чиновники сколько угодно могут отчитываться красивыми цифрами о росте «инновационных» отраслей, однако это в чистом виде вопрос приоритетов. Что важнее: бумажная статистика или прекращение замещения коренного населения страны?

Однако если рассуждать даже с сугубо экономической точки зрения, то мы имеем замечательный пример Калининградской области и ряда других регионов России. Так в упомянутом субъекте губернатор Антон Алиханов несколько лет назад запретил мигрантам работать практически во всех основных отраслях экономики, в том числе в такси. Надо ли дополнительно пояснять, что никакого коллапса не случилось? Зато 500 калининградцев нашли хорошо оплачиваемую (по нынешним временам) работу.

Что с того?

Вместо того чтобы запускать в Россию миллионы мигрантов, чиновники совместно с работодателями гастарбайтеров должны сесть и подумать, как сократить количество низкоквалифицированных рабочих мест, повысить производительность труда, провести автоматизацию и роботизацию предприятий.

С теми же вышеназванными сферами (такси и курьерская доставка) соответствующие решения имеются. Это внедрение беспилотных автомобилей и роботов-курьеров. Подобное не звучит фантастически и не должно никого смущать. Это технологии уже даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня, которые во многих странах находятся на зрелой стадии эксплуатации и показывают отличный результат. Для городов-миллионников, учитывая развитость инфраструктуры, беспилотники и роботы – лучшее решение.

БЕСПИЛОТНОЕ ТАКСИ «ЯНДЕКСА». ФОТО: ЯРОСЛАВ ЧИНГАЕВ/АГН «МОСКВА»

Но чиновники не спешат создавать соответствующую правовую базу, а компании (включая «Яндекс») – ускорять тестирование, которое по беспилотному такси началось ещё семь лет назад. Конечно, ведь проще, как и раньше, завезти гастарбайтеров. А ещё лучше – чтобы они возили сами себя и доставляли еду сами себе. Ведь есть с кого брать пример – строительная отрасль. Мигранты приезжают в Россию, строят безумные «человейники», после чего сами же туда и заселяются. Зато как растёт ВВП!

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ