ФОТО: ZEF ART, KIRILL_AK_ WHITE/SHUTTERSTOCK.COM

Глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал о собственном видении причин военной неудачи под Красным Лиманом ещё 1 октября, но реакции на его заявление не утихают до сих пор – слишком уж непривычными были слова, дающие ответы на многие вопросы. И, похоже, слова эти были справедливыми. Это подтверждает член президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», генерал-майор в отставке Николай Тутрин.

Тревожные параллели

Вслушиваясь в слова о произошедшем в районе Красного Лимана, а до этого – в Балаклее и Изюмесложно отделаться от ощущения, что всё это Россия не так давно уже испытывала. В полную уверенность это ощущение перерастает при единственной фразе: «новогодний штурм Грозного». Именно тогда, в ночь на 1 января 1995-го, ошибки военного планирования и недооценка сил противника обернулись настоящей катастрофой и для 131-й Майкопской сводной бригады, и для 81-го мотострелкового полка, и для множества других подразделений русской армии, брошенных на верную смерть в недоразведанный город. Брошенных волей нескольких высших генералов, слишком уверенных в собственных полководческих талантах.

С тех пор минуло почти 28 лет. Страна кардинально изменилась – с ней снова начали считаться, а дети тех, кто противостоял нам в том зимнем грозненском аду, сегодня в одном строю с русскими боевыми товарищами воюют против украинских неонацистов. Неизменным осталось лишь одно – зачастую высокомерное отношение к находящимся в окопах бойцам. Справедливости ради – генералы у нас такие далеко не все, вероятно, даже меньшая их часть. Беда в том, что командуют они не парадами, а теми, кто готов умирать за интересы России под огнём врага. Готов – и умирает. Как и 28 лет назад, расплачиваясь своими жизнями за чужие ошибки.

Прозрение в прямом эфире

О том, что именно прозвучало из уст Рамзана Кадырова и какие это этого должны последовать выводы, Царьград уже рассказывал. А вот о том, как претензии главы Чечни и связанная с ними ретроспектива середины драматичных 90-х годов отразились на взглядах профессиональных военных, можно поговорить и поподробнее. Увидев, какие метаморфозы происходят с ними прямо в эфире.

Генерал-майор в отставке, член президиума всероссийской общественной организации «Офицеры России» Николай Тутрин, приглашённый в программу Елены Афониной «Мы в курсе», первую часть своего выступления закончил фразой, которая вполне сможет стать крылатой. Причём в не очень хорошем смысле.

Генералы не врут!

– заявил Тутрин в ответ на прозвучавшие ранее слова депутата Государственной думы Александра Бородая о «системе бюрократического вранья» и случаях «генеральского идиотизма». Однако стоило только напомнить гостю «Первого русского» о том, как Кадыров пытался привлечь внимание тех самых генералов, которые «не врут», к ситуации вокруг Красного Лимана и о том, что они Кадырову отвечали, как риторика моментально изменилась:

Если этот факт уже вылез наружу, я считаю, что это правильно! А то, что кто-то не принял решение… Значит, того надо наказывать по полной программе, на законных основаниях. Если он врал и утаивал ту информацию, по которой нужно было принять решение, адекватное той обстановке, которая ему была известна, тогда, наверное, и Кадыров прав…

Так в чём причина тех проблем, которые мы имеем на сегодняшний день? Отставной генерал-майор уверен, что виной всему была спешка:

Не надо было спешку гнать в организации этой операции! Не создан штаб группировки по всей Украине – почему этого не было сделано? Кинули в бой людей, которые не были к этому готовы. Кто-то должен отвечать за это. И последнее: опыт Великой Отечественной войны, опыт предыдущих военных конфликтов – Афганистана и Чечни – показывает, что без чёткой подготовки операции мы будем спотыкаться на каждом шагу. Вот Лиман и показал это…

Что с того?

С того – ничего нового! В который уж раз попытались «решить с кондачка», а с него, как известно, решать не стоит. А если уж и после этих военных провалов на командных уровнях ничего не изменится, то речь, вероятно, нужно будет вести уже о полной смене личного состава упомянутых уровней. Кадры, готовые заниматься войной, а не любовью с мозгами подчинённых, уж поверьте, найдутся.

АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС