ФОТО: KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS

В Москве скончалась искусствовед и писательница Нина Молева. Она завещала грандиозную коллекцию живописных полотен президенту России Владимиру Путину. Состав экспозиции поражает воображение: там подлинники Микеланджело, Рубенса, Леонардо да Винчи, Тициана, Донателло, Эль Греко, Рембрандта, Веласкеса. Двести эскизов и готовых работ, представляющих колоссальную культурную ценность, втайне хранились на крыше старого дома. Откуда у русских интеллигентов такое богатство, и как его хотела присвоить Польша – читайте в материале Царьграда.

Сразу ответим на самый насущный вопрос – откуда в семье советских искусствоведа и художника-авангардиста картины, которые ещё в начале 1990-х годов французский аукционный дом «Отель Друо» оценил в 400 млн долларов. Сейчас их стоимость варьируется от 1 до 2 млрд долларов.

Белютин и Молева – выходцы из особенных семей. Дед писательницы – Иван Гаврилович Матвеев был последним дежурным генералом императора Николая II и увлекался западноевропейским прикладным искусством XVI–XVIII веков.

Ещё интереснее генеалогия художника Элия Белютина. Львиная доля коллекции принадлежала его семье. Его дед служил художником московской конторы императорских театров. Он создавал декорации в Большом и Малом театрах, получал огромные деньги и ездил в Западную Европу, где на аукционах покупал произведения искусства. Его единственная дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи – сына оперного дирижёра.

Итальянские члены семьи начали пополнять семейный музей. Новоиспечённый свёкор подарил на свадьбу молодожёнам «Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем». Вскоре после свадьбы семья переехала в Москву, ассимилировалась. Микеле Белуччи получил советский паспорт на имя Михаила Павловича Белютина, занимался литературной работой. В 1919 году произведения искусства он спрятал на чердаке дома во 2-м Красносельском переулке, где они жили. Спустя восемь лет Микеле-Михаил попал под маховик репрессий и был расстрелян.

20 лет на чердаке

Уникальная коллекция пролежала на чердаке под грудой хлама с 1919 по 1949 год. Причём дочь княжны, прекрасно зная, какое богатство хранится у неё над головой, не продала ни одной вещи из коллекции. Через голод, лишения гражданской войны и Великой Отечественной она пронесла свою тайну.

Я спрашивала её потом: «Мария Никитична, ведь вы остались без профессии, без средств к существованию, с девочкой на руках, неужели вам не пришло в голову что-то продать?» А она говорит: «А мы жили, как будто у нас ничего и нет»,

– вспоминала Нина Молева.

После двадцатилетнего заточения коллекцию атрибутировал друг их семьи – профессор-искусствовед Алексей Рыбников. Он снова натягивал холсты на подрамники и буквально вытирал пыль с фарфоровых статуэток эпохи барокко.

НИНА МОЛЕВА НА ФОНЕ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО ТЕЛЕКАНАЛА «КУЛЬТУРА»

К тому времени дом уже заселили другие жильцы, и Белютин смог попасть на чердак лишь потому, что женщина, работавшая прислугой в их семье, по странному совпадению получила комнату именно в этом «музейном доме». Через неё художник-авангардист и единственный наследник коллекции постепенно перенёс все экспонаты домой. А жили они неплохо – в пятикомнатной квартире Нины Молевой, доставшейся ей по наследству.

Хрущёв назвал Белютина содомитом

Примечательно, что Элий Белютин был одним из тех художников-авангардистов (он являлся создателем творческого объединения «Новая реальность»), работы которых нелестно оценил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв во время выставки в московском Манеже 1 декабря 1962 года.

Слушайте, вы тут все п*******ы или нормальные люди?! Кто вы на самом деле?! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте,

– ругался Хрущёв на авангардистов.

Но Белютин никуда не уехал, а продолжал жить в Москве до самой смерти в 2012 году. Весь советский период уникальная коллекция находилась у них дома. Молева и Белютин не особо скрывали наличие у них таких ценностей – об этом знала вся культурная и богемная Москва.

Эти работы они дарили музеям России. Например, передали Третьяковке 14 картин. Кроме того, у них были влиятельные покровители в самых разных сферах, и поэтому их не трогали, ведь они не пытались ничего вывезти за границу, хотя, занимая различные посты, нередко ездили за рубеж.

Мы с Сапгиром бывали в этом доме. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти,

– вспоминала Кира Сапгир, жена поэта Генриха Сапгира.

ЭЛИЙ БЕЛЮТИН. АВТОПОРТРЕТ. ИСТОЧНИК: НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

«Музей» чуть было не достался Польше

После развала СССР ценнейшую коллекцию хотели похитить. В 1993 году какие-то люди попытались проникнуть в квартиру Белютина и Молевой через потолок, разобрав пол в квартире этажом выше. Попытка оказалась неудачной.

Куда хитрее поступили поляки. После смерти Элия Белютина его пожилую супругу Нину Молеву захотели вывезти в Польшу, ведь у Белютина были в том числе и польские корни.

Примерно через два месяца после смерти мужа мне позвонили из посольства Польши и предложили захоронить его прах в этой стране. Я очень удивилась, поскольку никогда о такой возможности не думала. Было и письмо от мэра Варшавы – он предлагал место для моего мужа на Аллее Славы. Начались уговоры: мол, Элий Михайлович столько натерпелся от России, что лучше бы вам перебраться на жительство в Польшу. Со всем своим имуществом, разумеется,

– в одном из интервью рассказывала Нина Михайловна.

Надо полагать, поляков заботила не судьба русской пенсионерки, а её удивительное наследство. Нет сомнений, что, согласись Нина Молева на уговоры Варшавы, наша страна навсегда бы лишилась бесценных произведений искусства из их семейного музея. Но женщина, ссылаясь на волю мужа, оставила всё в России и завещала коллекцию президенту Владимиру Путину.

Это при том, что всю свою жизнь супруги провели в богемной среде, где принято фрондировать по отношению к государству, смотреть на него с нескрываемым пренебрежением. Однако Молева и Белютин оказались из другого теста.

Нина Молева, будучи 17-летней девчонкой, до конца 1941 года работала санитаркой и операционной сестрой в сортировочном госпитале, а также участвовала в обороне Москвы. Позже её назначили заместителем начальника театрально-зрелищной бригады по обслуживанию прифронтовых частей. Девушка прошла путь от подмосковной Немчиновки до Кёнигсберга, организовав 2256 выступлений. В одном из боёв она была контужена и демобилизовалась в звании старшего лейтенанта.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МНОГИЕ АРТИСТЫ ТЕАТРА И КИНО ЕЗДИЛИ В СОСТАВЕ ФРОНТОВЫХ БРИГАД ПОДДЕРЖИВАТЬ БОЙЦОВ КРАСНОЙ АРМИИ. ФОТО: SMTEATR.RU

Что с того?

История семейной коллекции Белютина могла бы стать основой для киносценария. Тем более у неё хороший конец – предметы искусства останутся в нашей стране. Помимо живописи Путину в наследство перейдёт и более 1000 предметов искусства: от антикварной мебели XVIII века до скульптуры. С юридической точки зрения передача реликвий не является подарком, на которые наложены ограничения, в случае с госслужащими. Это наследство, а значит Путин может спокойно забрать картины себе, но он, конечно, так не поступит.

Более чем очевидно, что уникальные экспонаты будут переданы в один из музеев страны. Однако президент России нередко шокирует всех какими-то яркими, неожиданными ходами. Поэтому мы не удивимся, если вся эта богатая коллекция украсит экспозиции одного из музеев на новых территориях. Например, Донецкий или Луганский художественный музей.

АНДРЕЙ РЕВНИВЦЕВ