Разобравшись с Петром Чайковским и украинизировав Илью Репина, власти Украины плавно перешли к деимпериализации композитора Михаила Глинки. Такой себе подарок в год 220-летия композитора. Понятно, что автор опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» костью в горле стоит у сторонников аутентичности. Начнут с Запорожья, тем более, что Минкульт уже дал добро, исключив памятник русскому композитору из реестра объектов культурного наследия, охраняемых государством. А это значит, что можно ломать и крушить.

Памятник Михаилу Ивановичу Глинке был установлен в 1955 году, напротив входа в концертный зал его же имени.Общая высота монумента составляет 3,8 метра. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру, постамент изготовлен из гранита. Говорят, что художнику этот монумент особенно удался, поскольку скульптура и в жестах, и даже в выражении лица передает характер Михаила Глинки. Кроме того, памятник соразмерен с масштабом концертного зала. Монумент – один из самых больших по размеру памятников Запорожья, также он считается самым красивым по мнению жителей города.

Впрочем, жителей никто и не спрашивает. Местные депутаты уже приняли решение о демонтаже памятника Глинке. Композитору инкриминируют авторство оперы «Жизнь за царя».

«Запорожский городской совет намерен демонтировать определенные объекты монументального искусства, имеющие символику, связанную с имперской политикой. Под эту категорию подпадает и монумент М. И. Глинке», – cказано в официальном документе, опубликованном на сайте Запорожского горсовета.

Всю русскую культуру из Украины выметают несмотря на войну. И первую скрипку традиционно играет Львов – инкубатор всех майданов и рассадник «прозападных ценностей».

Вот, к примеру, характерное высказывание скрипачки Кравец из Львовского молодежного симфонического оркестра: «мы перестали исполнять музыку Чайковского и Рахманинова в Украине, но мы по ней не скучаем — есть так много украинской музыки, ранее неизвестной мировому слушателю, что отсутствия русской никто и не заметит»… Правда, при этом Львовский театр оперы и балета гастролирует по Европе с балетом Чайковского «Щелкунчик», вместо «Крыла сойки», которым на Украине попытались заменить легендарную классику.

А сейчас продвигают вместо Глинки, Прокофьева, Рахманинова украинского композитора де Гартмана (Фомы Александровича Гартмана). Украинским он стал по месту «прописки» — родился в селе Хорунжевка, Полтавской области в 1885 году. И хотя это была территория Российской империи, «самостийники» с недавних пор упорно твердят об украинских корнях музыканта. Хотя сам де Гартман получил музыкальное образование в санкт-петербургской консерватории, где учился у Аренского и Танеева, вместе с Римским-Корсаковым. Кстати уроженец Полтавы – автор известного балета «Аленький цветочек» по мотивам сказки русского писателя Аксакова. Спрашивается, почему ж такой «свидомый» украинец не вдохновлялся украинскими сказками типа «Котигорошко» и не писал под них музыку?

Интересно, что с началом Первой мировой войны де Гартман вернулся в Россию и служил офицером в царской армии. После революции уехал в Тифлис, где и преподавал композицию в местном музыкальном училище, потом эмигрировал в Париж и Берлин. Но и в Париже этот «украинец» преподавал – о ужас! – в Русской консерватории. Его музыку ценили Шаляпин и Рахманинов. А уже в 1950 году уроженец Полтавской области перебрался в США, где у него и нашли «украинские корни».

Гартман наверное бы очень удивился, узнав что он уже не русский композитор, поскольку, как житель начала XX века не разделял Украину и Россию. Но к счастью для нынешних украинских идеологов он уже умер, и не испортит им изыскания в изобретении собственной культуры.

Светлана Манекина