ИНФОГРАФИКА/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В Росавиации скандал: прошли обыски в центральном офисе, сотрудники ФСБ и МВД занимались выемкой документов в кабинетах и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полётов и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов. Что в России воруют поездами, мы уже давно привыкли. Но чтобы самолётами… Подробности читайте в материале Царьграда.

Поводом для проведения ФСБ и МВД обысков в Росавиации и возбуждения уголовных дел стала несколько запоздалая реакция на проведённую в июле прошлого года (?!) Минтрансом проверку деятельности этого агентства по государственной регистрации гражданских воздушных судов. Выяснилось, что сотрудники его после начала СВО (!), игнорируя все указы президента и постановления правительства, снимали с регистрации самолёты и вертолёты, которые перепродавались. В итоге за 2 года СВО из юрисдикции России «исчезло» 59 бортов. Причём десятки из них ушли за рубеж, в том числе 21 борт продан в страны, не входящие в ЕАЭС, а 8 – и вовсе в недружественные страны.

Самолёты и вертолёты ВСУ поставляют не только страны НАТО

Всего, как утверждает сайт Росавиации, с марта 2022 года по июнь 2023-го из госреестра было исключено и продано за рубеж 43 борта, в том числе – два самолёта Ил-76 и шесть вертолётов Ми-8. Любопытно, что один Ил-76 и четыре Ми-8 из их числа ранее эксплуатировались в России авиакомпанией «Абакан Эйр», а потом три машины передали в «дружественную» Киргизию. Второй Ил-76 ушёл в Азербайджан. Ещё один Ми-8 предположительно был в Молдавии, а ещё один Ми-8 вообще попал неизвестно к кому и неизвестно куда.

Причём, по данным источника в Минтрансе, все эти воздушные суда вылетели из России под предлогом «чартерных рейсов» или других программ, по которым ни временный, ни постоянный вывоз бортов не оформлялся, и… И всё. Были – и нет.

ТИХОЙ САПОЙ ИЗ ГОСРЕЕСТРА РОСАВИАЦИИ ЧУТЬ БОЛЕЕ ЧЕМ ЗА ГОД БЫЛО ИСКЛЮЧЕНО И ПРОДАНО ЗА РУБЕЖ 43 БОРТА. ФОТО: PLANE PHOTOGRAPHY / SHUTTERSTOCK.COM

Однако, как заметил ещё Ломоносов, «если где чего сколько убудет, столько же в другом месте присовокупится». Вот они и «присовокупились»… На СВО в рядах ВСУ:

  • три вертолёта Ми-8 непосредственно воевали на стороне противника;
  • Ил-76 совершали рейсы с выключенными ответчиками, что позволяет скрывать информацию о маршрутах (например, на FlightRadar24) – т. е., очевидно, использовались для переброски военных грузов.

Более того, как прокомментировал ситуацию бывший военный пилот и экс-замминистра гражданской авиации Олег Смирнов, Ил-76 во время войны имеет стратегическое значение, ибо может быть быстро переоборудован под переброску многотонных военных грузов или сотен солдат.

Т.е. со стороны Росавиации, по сути, имела место поставка военной техники воюющей с нами стране. Нечто вроде известных делишек тыловиков, умудрявшихся во время чеченских войн продавать с наших армейских складов дудаевским «шайтанам» не только стрелковое оружие, взрывчатку и боеприпасы, но даже системы РСЗО «Град». Право же, продажа (пусть и через посредников) ВСУ Ил-76 и Ми-8 ничем не лучше. Однако при этом, как считает генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов:

Сегодня в авиации большие проблемы – масса бортов вообще в полуразобранном (на запчасти) состоянии. И казалось бы, эта тема – замена ветшающего авиапарка самолётами нашего производства – должна быть приоритетной и под тщательным контролем государства. То, что сегодня случилось в Росавиации, вряд ли могло произойти без «покровительства свыше», и с этим надо разбираться: особенно когда самолёты и вертолёты продаются странам недружественным.

ХАЛАТНОСТЬ ИЛИ УМЫСЕЛ? ПОЧЕМУ РУССКИЕ МИ-8 ОКАЗАЛИСЬ НА УКРАИНЕ? ФОТО: SVETLANA VOZMILOVA/GLOBAL LOOK PRESS

«Кто чем распоряжается, тот тем и владеет…»

Эта аксиома времён СССР сыграла едва ли не решающую роль и при развале СССР, и при растаскивании в ходе «приватизации» создававшейся трудами трёх «голодных» советских поколений для нас, их потомков, «общенародной собственности». Принимая с началом перестройки всё больше иностранных делегаций, да и сами начав активно посещать «загнивающий Запад», наши партноменклатурщики очень быстро поняли, что всё их нынешнее изобилие и «доступ к кормушке» всецело зависит от занимаемой должности. В то время как даже самый задрипанный западный бизнесмен, с которым они общались, есть «нерушимый частный собственник» своего предприятия, которое он вправе продать или передать по наследству. Вот и включились в наших «верных ленинцах» частнособственнические инстинкты. И чтобы получить возможность раздербанить «общенародную собственность», они с лёгким сердцем раздербанили страну.

В итоге с введением «рыночных отношений» занимаемое властное кресло стало восприниматься как разновидность бизнеса, открывающая ряд возможностей решать чьи-то проблемы взамен на «неуклонное повышение благосостояния советских людей» – не всех, естественно, а вполне конкретных. Вот и в Росавиации, как видно, думали так же.

«Кадры решают всё»! Какие кадры, такое и «всё»…

Здесь нельзя не вспомнить ещё об одном персонаже – главе Росавиации Александре Нерадько, бессменно возглавлявшем эту контору с 2009 по 2023 год, т.е. почти четверть века и при трёх премьерах! И это притом что ещё в феврале 2018 года после крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний» наш заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев на него возложил прямую ответственность за резкое снижение уровня квалификации пилотов гражданской авиации. Именно под чутким руководством Нерадько безопасность полётов становилась всё больше похожа на забавы экстремалов. Самолёты падали на взлёте, героическими действиями экипажа садились на кукурузные поля и в тайге, а Нерадько всё пребывал на своей весьма «хлебной» должности.

«НЕПОТОПЛЯЕМОГО» НЕРАДЬКО СМОГЛИ ОТПРАВИТЬ В ОТСТАВКУ ТОЛЬКО ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ САМОЛЁТА С ГЛАВОЙ ЧВК «ВАГНЕР» ЕВГЕНИЕМ ПРИГОЖИНЫМ. СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА ЦАРЬГРАД

Чтобы «главный авиационный начальник страны» оставил свой пост, должно было случиться нечто, сопоставимое по последствиям с падением Тунгусского метеорита. Ну, метеорит не метеорит, а когда развалился в воздухе самолёт с главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, терпение лопнуло – и 15 сентября 2023 года распоряжением Правительства № 2487-р Нерадько отправили-таки в отставку. 5 октября 2023 года на Валдайском форуме Владимир Путин заявил:

В телах погибших в авиакатастрофе (с Евгением Пригожиным) обнаружены фрагменты ручных гранат, внешнего воздействия на самолёт не было. Это уже установленный факт, результаты экспертизы, проведённой СКР.

Что само по себе означает, мягко говоря, серьёзные проблемы с системой авиационной безопасности, за адекватность которой отвечает ведомство Александра Нерадько.

Но что интересно, увольняли Александра Васильевича в лучших традициях советской партноменклатуры – «по собственному желанию» и чуть ли не с фанфарами. Даже благодарность напоследок вручили «за большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации и многолетнюю добросовестную работу». И это притом что документы о снятии Нерадько до этого в аппарат правительства подавали аж три подряд (!) министра транспорта (включая нынешнего), а за год до отставки тот получил выговор лично от Мишустина «за системное невыполнение поручений министра транспорта». Ну и как прикажете понимать подобную, с позволения сказать, кадровую политику?!

НЕСМОТРЯ НА БОЛЕЕ ЧЕМ СОМНИТЕЛЬНЫЙ БЭКГРАУНД, ПРОВОЖАЛИ НЕРАДЬКО ИЗ РОСАВИАЦИИ С ФАНФАРАМИ. ФОТО: КИРИЛЛ ЗЫКОВ/АГН «МОСКВА»

Что интересно, после отставки Александр Нерадько устроился в хорошую госкомпанию на должность советника президента, но уже в начале февраля его и оттуда уволили без каких-либо комментариев (повод – «конфликт интересов»). А теперь сопоставим эту чудесную трудовую биографию г-на Нерадько с вышеописанным беспределом в возглавляемом им ведомстве. И становится очевидным, что одно – следствие другого. «Номенклатурный» принцип в кадровой политике неизбежно вырождается в безответственность, безнаказанность и злоупотребления служебным положением, в условиях войны с высокой вероятностью граничащие с предательством. Как заметил по этому поводу Роман Газенко:

Сталинский СССР, который так любят обвинять в «жестокости», сумел выиграть войну и сделать СССР супердержавой. Потому что там знали: безнаказанность порождает вседозволенность, вседозволенность – хаос, а хаос в условиях войны – поражение. А посему пора Государству, помимо войны и иноагентов, обратить внимание и на материальную экономику, жёстко разобравшись с «пятой колонной» в экономике и финансах.

И правда: давно пора разобраться! Причём не только с госчиновниками, но и со многими т.н. «ответственными бизнесменами». Да, далеко не все имеют возможность распродавать десятками самолёты и вертолёты, добивая национальный авиапарк. Но Россия (в отличие от своего народа) у нас богатая, и ушлым дельцам всегда найдётся что вывезти и продать. Даже если это пахнет откровенным предательством.

ДАВНО ПОРА РАЗОБРАТЬСЯ С ГОСЧИНОВНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСПРОДАВАТЬ ДЕСЯТКАМИ САМОЛЁТЫ И ВЕРТОЛЁТЫ, ДОБИВАЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВИАПАРК РОССИИ. ФОТО: PIOTR ZAJC / SHUTTERSTOCK.COM

Что с того?

Как известно, назвать человека преступником нельзя до соответствующего решения суда. Но назвать негодяя негодяем, а предателя – предателем общество не просто имеет право, а и обязано. И потребовать от власти принять меры к тому, чтобы подобные типы в её «вертикаль» не могли попасть в принципе. А если пролезали и попадались, то получали по полной. Ибо без кардинальной внутренней трансформации страны в сторону совести и здравого смысла нам не победить – при любом героизме тех, кто воюет на фронте.

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ