© AXEL HEIMKEN DPA/GLOBALLOOKPRESS

Всё интереснее закручивается спираль в деле американского «усмирения» Ближнего Востока. Штаты хотят властвовать там во что бы то ни стало. Но можно ли назвать происходящее здесь холодной войной, и насколько глубоко вся эта история затягивает США в политический кризис? Обсудим с политологом Андреем Перлой.

США оказались в ситуации, где они вынуждены участвовать сразу в нескольких конфликтах, и на Украине, и на Ближнем Востоке. Но вести всё сразу не получается, это дорого и энергозатратно. «Американам» всё чаще говорят пока-пока.

Поэтому, как хорошо заметил политический обозреватель «Первого русского» Андрей Перла, «они работают в режиме пожарной команды».

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Причём такой пожарной команды, у которой уже горит одновременно несколько объектов, и появляются всё новые. А оборудование в том же количестве. Вот они и мечутся: то тут, значит, ведёрко песка кинут, то тут из брандспойта брызнут в сторону пожара. Вроде что-то получается, больше дыма, чем огня, побежали к следующему объекту. А пока бегали, за спиной опять разгорелось. Сил всё меньше. Воды в бочке всё меньше. Бегать приходится всё быстрее,

— сказал он в эфире программы «Скрытые смыслы».

Предсказание Че Гевары сбывается?

В своё время команданте Кубинской революции Эрнесто Че Гевара сказал, что для того, чтобы свалить американского колосса, нужно три-четыре Вьетнама. Тогда, во время вьетнамской войны, всем было понятно, что американцы не справляются. Но они смогли пережить это поражение.

Сейчас, когда США ведут несколько военных кампаний одновременно, по словам Андрея Перлы, очевидно, что потянуть всё и сразу они не могут. Так, воюя с Россией руками украинцев, они медленно, постепенно, но проигрывают. На ближневосточном направлении у них Израиль, который воюет как минимум на двух фронтах, и Палестина. Также назревает большая война с Китаем, к которой американцы вынуждены готовиться. Плюс ещё йеменские хуситы. Которые, может быть, хуже вооружены и организованы, чем вьетнамские солдаты, но они занимают стратегически важное положение. И, как сказал политолог, могут топить корабли.

Или, по крайней мере, угрожать тем, что потопят корабли. Торговые корабли. Некоторые подожгли. Один, по-моему, даже утоп. И мировая торговля вынуждена на это реагировать. Вот, уже два танкера, заправленные на Балтике, подумали-подумали, и отвернули от Суэцкого канала, пошли вокруг Африки. А нефть подумала-подумала, да и стала на доллар дороже во всём мире. И вот со всем так. И американцы не то, чтобы не могут справиться с хуситами. Они, конечно, могут это сделать, нагнав туда определённое количество войск. Но дорого получается, тяжело и долго,

— сказал собеседник «Царьграда».

Потери США на Ближнем Востоке

28 января в результате атаки беспилотника на американскую военную базу на северо-востоке Иордании погибли трое военнослужащих. Ещё 25 человек получили ранения. В западной прессе случившееся назвали серьёзной эскалацией на фоне и так напряжённой ситуации на Ближнем Востоке. Глава Белого дома Джо Байден обвинил в ударе по базе поддерживаемые Ираном группировки в Ираке и Сирии, и пообещал привлечь виновных к ответственности.

Министр обороны США Ллойд Остин также заявил, что США ответят на нападение на американских военных в ближневосточном регионе. Причём, за несколько дней до этой атаки администрация Байдена заявила о возможности полномасштабного конфликта с Ираном, если будут жертвы среди американских солдат.

Сейчас, по словам политолога Андрея Перлы, все ждут, какое решение примет штаб президента США по Ближнему Востоку, и дальнейших шагов со стороны Вашингтона. Да, американцы могли бы усилить своё присутствие там, нарастить и военную мощь, увеличив количество боеприпасов, ПВО и так далее. Однако опять всё упирается в деньги.

Тут их спрашивают: а сколько денег это стоит? Они говорят: ну миллиард в месяц. Американская администрация хватается за голову и говорит: что, как миллиард в месяц?! Мы же только что в Израиль 36 миллиардов, у нас нет больше! У нас же конгресс США не вотирует это дело. А те говорят: ну как же, товарищ Байден? У нас же солдаты гибнут! И дальше выясняется, что у них нехватка, собственно, живой силы. Причём, не где-то там, на Ближнем Востоке, а в самих США,

— отметил политолог.

По его словам, в американской армии наблюдается серьёзный недобор, несколько тысяч человек. Плюс к этому гражданское население всё больше начинает выступать против режима Байдена. Так, во время эфира ведущая телеканала MSNBC Джой Рид шокировала зрителей, отреагировав нецензурной репликой на выступление американского президента, где он заявил о возможном закрытии границы с Мексикой. Конечно, после этого Рид извинилась перед своей аудиторией за резкое высказывание. Но, тем не менее, социальная напряжённость в США — это факт.

Американцы не хотят служить в армии

Отношение к военным в США — это отдельная история. По словам Перлы, на протяжении долгого времени, начиная с Первой мировой, в США наблюдались определённые трудности с тем, чтобы социализировать американских солдат, вернувшихся с войны. Почему-то американское общество до сих пор не знает, что делать с этими людьми и всячески старается их вытеснить, чтобы не мешали.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Конечно, самый известный пример этого — это Вьетнам. После того, они вернулись из Афганистана. А незадолго до этого — вернулись из Ирака. И хотя количество этих ветеранов несколько меньше, чем было во Вьетнаме, но поведение по отношению к ним американского общества то же: откуда вы взялись на наши головы? И американцы не совсем глупые люди, они прекрасно понимают и видят на примере своих родственников и знакомых или по телевизору, что если они пойдут служить в американскую армию, то вернувшись, дай Бог, окажутся ровно в том же положении,

— сказал Перла.

Даже если формально они получат обещанные преференции (могут и не получить), и пойдут, допустим, учиться в колледж бесплатно, то через полгода-год их могут выбросить оттуда. А дальше куда? То есть, человек просто окажется на улице. Исходя из этого, по словам Перлы, американская армия принимает блестящее, с точки зрения социологической, решение, и снижает интеллектуальные требования к тем, кто идёт служить.

Получается, что не только высшее, но и среднее образование больше не нужно. Можно быть неграмотным, но, тем не менее, становиться солдатом. Они всех готовы брать. И солдат, по-видимому, в ближайшее время им понадобится ещё больше, потому что обострение ситуации всё время расширяет географию: Иордания, Сирия, Ирак и так далее,

— отметил политолог.

США уйдут с Ближнего Востока?

Между тем, как заметили российские военнослужащие в Сирии и на Ближнем Востоке, американцы всё меньше и меньше получают реальный опыт работы на территории. Но почему? Эксперт заметил, что ровно так же было и в Афганистане. И это очень интересное, с точки зрения социологии, наблюдение.

Какого поведения американский солдат в тех странах, которые он вроде как контролирует? Он сидит на базе и очень редко оттуда выходит. Если базу атакуют, то эти ребята отстреливаются, они сражаются. Они этому обучены. Но мысль о том, что контроль территории — это что-то другое, чем сидение в гарнизоне, их, по-видимому, уже не посещает. Вот они воюют против хуситов. Хуситы где? В Йемене. А американские гарнизоны в Йемене стоят ближе к границе с Саудовской Аравией. Что они делают, эти гарнизоны? А ничего,

— пояснил Перла.

То есть американские военнослужащие просто разучились пользоваться своими возможностями. И всё это может привести к тому, что США надорвутся, участвуя то в одном, то в другом конфликте. Это не значит, что Америка будет отступать с Ближнего Востока прямо сейчас, сказал он. Но то, что такое возможно в течение 2025-2026 годов — да, вполне.

Почему? Потому что параллельно с программой помощи Израилю, которая уже реализуется, на которую у них деньги нашлись, они приняли ещё одну. Это поставки новейшего вооружения Израилю, включая истребители последнего поколения. Которыми воевать с Газой, мягко говоря, ни к чему, там нет никакой ПВО. Но, тем не менее, такую программу приняли, и она рассчитана на период с 2025 по 2030 год. И это очень трудно интерпретировать иначе, кроме как: мы уйдём, но нашему союзнику железо-то оставим, чтобы он как-то отбивался дальше без нас сам. И очень похоже, что это будет именно таким образом,

— заключил Перла.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА