Сейчас многие продвинутые пользователи могут запросто заметить: да это самолеты разного класса, дубовая голова! И как их сравнивать, если уж и сравнивать «Рафаль», то с одноклассниками! То есть, с тем же МиГ-35.

Вот даже не пишите так в комментариях, я сразу согласен со всеми выдвинутыми претензиями. Автор, как это часто пишут сегодня, не то чтобы не в теме, а в непонимании, как вообще это происходит: играют тендер на «Рафаль», а покупают в итоге Су-30МК. И, если бы это был единичный случай, так нет! Впрочем, рискну убедить в своем непонимании еще кого-нибудь.

Итак, «Рафаль» или «Шквал»

История этого самолета весьма самобытна и оригинальна. Вообще, появись этот самолет на мировой арене тогда, когда был разработан, возможно, многое бы пошло не так. Ведь первый полет «Рафаля» состоялся в июле 1986 года, а решение принять этот самолет на вооружение французскими ВВС и морской авиацией было принято только в 2004 году. 18 лет – это весьма задумчивая цифра, которая говорит о том, что либо самолет изначально был дрянь, и его «допиливали» столько лет, либо о недальновидности французского военного ведомства.

Сам по себе самолет весьма интересный, у него неплохая даже по нашим дням, скорость (2200 км/ч), просто шикарный боевой радиус почти в 1400 км, правда, с тремя ПТБ, что уменьшает боевую нагрузку.

Боевая нагрузка вполне себе: 9 тонн бомб и ракет, причем может нести и SCALP/«Storm Shadow». А так – вся номенклатура НАТО подвешивается легко и непринужденно. Системы управления огнем позволяют применять все великолепие, что делает «Рафаль» универсальным многозадачным самолетом.

И самолет повоевал, правда, в «лайт-режиме», Афганистан, Ливия, Ирак (против ИГИЛ). То есть, там, где не то что равных противников в небе не было – вообще противник как таковой в небе отсутствовал. Но получил признание и его начали заказывать другие страны.

Список купивших «Рафаль» невелик: Греция, Индия, Катар, Египет.

Вроде бы (если будут на то деньги) в этот список еще может добавиться Хорватия. Но больше тендеров было проиграно, причем, некоторые по явно политическим мотивам, как это случилось с Бразилией.

Вообще изначально французы вели себя очень так «мистрально»: завышали ЛТХ самолетов, вводя заказчиков в заблуждение, говорят, что были более чем высокомерны на переговорах и выставляли заведомо неудобные условия. В результате этого «Рафаль» оказывался внизу списков тендеров в плане выгоды, даже прослыв самым дорогим истребителем поколения 4++. Причем – неоправданно дорогим.

Потому и были проиграны тендеры в Южной Корее, Сингапуре, ОАЭ, Марокко, Швейцарии и Бразилии. В Бразилии, отметим, виной всему оказалась политика: если бы Франция не «кинула» президента да Сильву с его инициативой по иранской ядерной программе (подчеркну – инициатива была практически согласована в ООН, да вот Франция включила «задний ход»), в результате чего да Сильва похоронил идею вооружиться «Рафалями», вместо которых выиграли «Грифоны» от SAAB.

А как известно, не забиваешь ты – забивают тебе. После кошмара образца начала девяностых, когда в России практически прекратили выпускать любые самолеты, рынок боевых самолетов находился в задумчивости: списать Россию со счетов и начинать закупать американские или европейские машины, или подождать?

Вот кто решил подождать, были вознаграждены, потому что Су-30, рожденный в кооперации с Индией (читай – на индийские деньги, своих тогда как-то и не было совсем), оказался не просто прекрасным самолетом, в 21 веке вообще ни один тяжелый истребитель не покупали в таких количествах, как Су-30.

И каким хитом в советское время был МиГ-21, таким в России стал Су-30. Конечно, до популярности МиГ-21 «сушке» далеко, но тем не менее, истребитель стал основой ВВС сразу нескольких крупных государств: Индии, Китая, Вьетнама и Алжира. И даже если не брать Уганду-Армению-Беларуссию, у которых есть Су-30 в единичных экземплярах, Венесуэла и Казахстан понятно, а Вот Малайзия и Индонезия, которые вообще не были замечены в пристрастии к российскому вооружению – заказали нормальные партии самолетов.

А Китай в своей обычной манере сварганил J-16, который просто до безобразия похож и на Су-27, и на Су-30, и который гонят серийно приличными количествами. Но если посмотреть на все телодвижения вокруг Тайваня, то там почему-то не мелькают в роликах Су-35 и J-20, самые ценные и современные самолеты ВВС НОАК. Зато Су-30МКК – «звезды на ковре».


Су-30МКК над Тайваньским проливом. Фото ВВС НОАК

Су-30МК сравнительно легко вернул Россию на международный рынок. И основным потерпевшим, как ни странно, оказался именно «Рафаль». В начале девяностых французы очень активно полезли на мировой рынок, причем, в тот его сегмент, который унаследовала от СССР Россия. И полезли, естественно, с «Рафалем», поскольку сделали глупость: прекратили производство «Мираж 2000», который хоть и устарел морально, но представлял интерес для многих не очень богатых стран.

Переговоры, рекламные показы, банкеты, выставки, культурное общение – продвижение такого сложного товара, как самолет, требует и времени, и денег. И тут внезапно, практически вынеся дверь с пинка, в рынок вломились русские и индусы (последние тоже барыжат почуть своими Су-30), таща за собой Су-30.

И все те, кто оглядывался на Россию, прицениваясь к «Миражам», «Рафалям», «Соколам», моментально развернулись в сторону российского самолета. Те же военные Вьетнама, которые разрывались перед выбором из «Рафаля» версии «С» (на тот момент сырой, как трава после грозы) и откровенно уже устаревающим F-16 Block 50/52.

И вот он, момент истины! «Рафаль» и F-16 – одноклассники, А Су-30 – нет. Он собрат скорее F-15, только еще слегка потяжелее будет.

Но простите, для большинства покупателей это не имеет особого значения.

Чего хотят военные? Купить самолеты, которые отвечали бы их запросам в плане ТТХ и выполнения задач в воздухе согласно оборонным доктринам.

Чего хотят государственные деятели? Купить как можно дешевле, да еще и с прицелом на будущее.

Если Су-30 стоит дешевле «Рафаля», а во многом превосходит французский самолет… И это совершенно не упрек, «Рафаль», несмотря на возраст и тяжелый модернизационный путь, весьма хорошая боевая машина! Просто Су-30 на голову лучше.

Вьетнамцы практически уже согласились купить «Рафали», но вот беда – Су-30… Сделку в итоге отменили, а Вьетнам приобрел 36 машин, которые теперь тянут до уровня Су-30СМ. По факту – предпоследняя версия самолета, если не считать Су-30СМД (серийный, модернизированный, доработанный), потому что «доработка» — это около 2% импортных комплектующих, убранных из конструкции. По всем своим характеристикам Су-30СМ ничем от Су-30СМД не отличается.

В Алжире вообще устроили натуральный конкурс на несколько дней, в результате чего про «Рафаль» там забыли.

Ливия. Там тоже «Рафалю» отказали от места, конкурс выиграл Су-30МКА (версия для Алжира), но «Рафаль» вернулся, а вот глава Ливии Каддафи не увидел своих Су-30, хотя контракт был заключен. Ну вы все помните, что сделали с Ливией, и «Рафали» там участвовали по полной программе. Жаль, что Россия не успела поставить Ливии заказанные самолеты, было бы познавательно ознакомиться с результатами.

Венесуэла. Там вообще все получилось так быстро, что шампанское не успели открыть.

Ну и в конце буквально пару слов о том, как «Рафаль» с треском проиграл Су-30МКМ тендеры в Малайзии и Индонезии. Учитывая, что ни первая, ни вторая страна не являлись постоянными клиентами России в плане вооружений, это говорит о многом.

Вообще-то «Рафаль» только однажды одержал победу над российским самолетом в тендере, но с оговорками.

Речь, как вы поняли, идет все о той же Индии и ее скандальном долгоиграющем и вялотекущем конкурсе MMRCA. Но Су-30 в нем участия не принимал по вполне уважительной причине – Су-30МКИ к тому времени стал основным истребителем, истребителем-бомбардировщиком и противокорабельным ракетоносцем в ВВС Индии. И будет продолжать оставаться таковым еще долгие годы. Несмотря на то, что недавно главный маршал ВВС Индии и назвал Су-30 «полностью индийским самолетом», страна до сих пор исправно покупает 10-12 машинокомплектов Ск-30МКИ в год. В принципе, можно и потерпеть такие выпады за такие деньги.

Что касается победы «Рафаля» над МиГ-35, то тут все понятно: реально существующий самолет конечно предпочтительнее проекта, которого толком нет в металле. МиГ-35, который существует в виде шести летных прототипов, уже не будет интересен никому в мире: принято покупать самолеты, которые проявили себя в небе.

В этом отношении эксперимент с Су-30 был той еще авантюрой с точки зрения индусов, но они поставили на «Иркут» и КБ «Сухой» и выиграли для себя самолет. А вот с МиГ-35 такое чудо явно не повторится, так что про самолет даже у нас все потихоньку забывают. Ну не взлетел, случается.

Но вообще победа явно вышла пирровой. Индийский сериал «MMRCA» в стране запомнят надолго. И дело не в скандалах, интригах, заговорах и мордобоях. Хотя этого было как в сериале, с избытком. Дело в том, что заплатив за один «Рафаль» как за Су-30МКИ, Индия самолетов (а заказано было 126) получила буквально крохи, которые еще и не боеготовы. Но это действительно не наши проблемы. Не захотели в Индии повторить успех с Су-30, но с МиГ-35 – почему нет? Их выбор.

В итоге скандалы, отставки, уголовные дела…

А идея была неплохой: купить «Рафали» и сменить ими «Миражи 2000», которые служат в ВВС Индии еще с 1985 года. «Миражи» совместно с МиГ-29 очень достойно показали себя в Каргильской войне. «Рафаль» вместо «Миража», Су-30МКИ вместо МиГ-29 и МиГ-21 – индийские ВВС реально становились бы сильнейшими в регионе. Да и в плане массовости порядок.

Но планы тем и плохи, что совершенно не обязаны сбываться.

И тут мы вплотную подходим к тому, что сделало Су-30МКИ (и не только МКИ) таким страшным соперником в тендерной войне.

Помните, в чем крылась засада контракта «Рафаля»? В том, что французы обещали одно, а на деле вышло совершенно другое. Французы в категоричной форме отказались передавать индусам технологии и организовывать локализацию сборки самолетов в Индии. Хитро составленные контракты позволили устроить это, не побоюсь такого слова, кидалово.

Потом французы просто прекратили сборку самолетов для Индии. Сперва кризис, потом пандемия, дальше постпандемийный кризис. Работать просто некогда. В индийском минобороны маршалы бесились, но сделать ничего не могли. Там к цене в 218 600 000 евро за самолет прилагалась бонусом неустойка за отказ от покупки чуть ли не в половину стоимости самолета.

Единственное, что смогли сделать индийские юристы – это сократить количество закупаемых по контракту самолетов со 126 до 36. А от покупки топливозаправщиков к «Рафалям» на базе «Аэробуса А-330» еще за полтора миллиарда евро решили отказаться. То, что французские самолеты невозможно конструктивно заправить от имеющихся у Индии танкеров Ил-78МКИ, стало последней каплей.

Когда наступила пора антироссийских санкций, во Франции ожидаемо потирали руки. Еще бы, появилась возможность свести счеты и убрать такого конкурента!

Действительно, в Египте и Индонезии получилось так.

И теперь ВВС этих стран станут счастливыми обладателями «Рафалей» вместо Су-35 и Су-30. Давление США – штука серьезная. И то, что французы влезли на рынок с «Рафалями», им аукнулось потерей контракта на постройку подводных лодок для Австралии. Но это так, просто бизнес.

Однако те, кто самостоятельный и реально независимый, продолжает голосовать долларом за российские самолеты, невзирая ни на что.

Казахстан. Там тоже долго танцевали котильон, пытаясь заключить контракт на поставку «Рафалей». Увы, но в Казахстане предпочли Су-30. Да, большой партией покупку 12 самолетов не назвать, но у Казахстана и нет таких задач, для которых необходимы 120 самолетов. А 12 Су-30СМ2 – это очень серьезная сила в регионе.

Эфиопия. Десять лет французы долбили военных этой страны, пытаясь поставить «Рафали». Десять лет французы пытались зайти на рынок Африки, скажем так, не сильно-то и большой. У африканских стран большие желания, но мизерные бюджеты, а страны с деньгами вообще по пальцам можно пересчитать.

И вот в январе стало известно – победил Су-30.


На снимке Су-30МКИ ВВС Уганды

Приятный момент и не только в плане финансовом. И вот здесь хотелось бы сказать именно на тему того, почему несмотря на всю сегодняшнюю русофобию, от российских самолетов не отказываются.

Чем отличается русский подход от французского?

Да все тем же: у них торговля оружием, как и все, по закону «просто бизнес». В России это сложнее, причем, исторически. Само отношение французов к покупателям несколько иное, чем на нашей стороне. Его (отношение) можно в «мистралях» измерять.

Сколько модификаций создали французы для «Рафаля»? По большому счету – немного. M и N – одно- и двухместный авианосного базирования, ВМ – носитель ядерного оружия и по две модификации (1 и 2-местные соответственно) для Египта и Индии. За 38 дет существования модели и 23 года службы – ну не сильно напрягали себя французы.

С Су-30 все несколько иначе. За 32 года эксплуатации и 34 года с момента первого полета было создано 17 модификаций, из них несколько создавались конкретно под заказчика: Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Алжир, Индонезия. Кстати, модификацию под Египет и Индию французы делали с оглядкой на работы наших конструкторов.

Кроме того, с русскими всегда было просто договориться в плане получения технологий и лицензий. А некоторые и не сильно себя этим утруждали, и ничего. Конфликтов как-то не было никогда.

Су-30, какие бы буквы не стояли после цифр – прекрасный самолет. Это современность, доведенность платформы, гибкость в отношении технического облика, интеграции и комплектации по желаниям заказчика, возможность передачи технологий. Вместе с отличными летными данными все это составляет суть самолета Су-30, который, как думается многим, еще долгое время будет актуальным участником мирового рынка вооружений.

«Рафаль» по-своему очень хороший самолет, который способен сражаться за место на рынке, но основная проблема «Рафаля» лежит в политической плоскости и зависит от французских чиновников правительства, которые стараются продать самолет.

Так что несмотря на то, что самолеты реально разных классов, «Рафаль» все равно еще долго будет встречаться на тендерах с Су-30. И как бы не оказывали давление со стороны блока НАТО и какие бы не давались обещания, есть уверенность в том, что российский самолет все-таки будет чаще одерживать верх над французским.