ФОТО: ARTEVENT ET/SHUTTERSTOCK

Наш рынок превращается в китайский. Между тем русские люди всё ещё ждут доступный отечественный народный автомобиль. Дождутся ли?

Китай растёт на русских хлебах

В 2023 году КНР продала в России более 600 тысяч новых легковых автомобилей. Российских машин реализовано примерно 410 тысяч штук.

Также в 2023-м Китай стал крупнейшим производителем автомобилей в мире и крупнейшим в мире экспортёром, потеснив Германию и Японию. По данным Ассоциации производителей пассажирских автомобилей КНР, с января по ноябрь прошлого года Поднебесная экспортировала 5,26 млн автомобилей, Япония — менее 4 млн машин.

ПО ИТОГАМ 2023 ГОДА КИТАЙ СТАЛ КРУПНЕЙШИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЕЙ В МИРЕ И КРУПНЕЙШИМ В МИРЕ ЭКСПОРТЁРОМ. ФОТО: CFOTO/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Быстрый прирост наши соседи получили за счёт роста спроса на машины с бензиновыми двигателями в России.

И этот спрос будет расти. В нашей стране средний возраст автомобиля — почти 15 лет, при этом эксплуатируется более 53 миллионов машин. Потенциальный рынок огромный. Старые иномарки ушедших из России брендов автолюбители постепенно будут менять. Сделать это их вынудят проблемы с запчастями и сложности в ремонте. Вопрос: на что будут менять? Пока получается, что основную часть заберёт китайский автопром.

Народный автомобиль  государственная задача

По итогам 2023 года в России выпустили 720 тыс. автомобилей всех сегментов, сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров. Рост производства — 16%. Отечественный автопром постепенно выходит из кризиса, который начался ещё в 2020 году вместе с эпидемией COVID-19. Производство автомобилей будет расти. Но почему-то так и не появился проект «народного автомобиля» — доступного по цене, надёжного и максимально дешёвого в эксплуатации. Возможен ли он в принципе?

Да. Более того, в самой большой стране мира он необходим, так же как нужна России и  Причём должно быть производство российских машин, а не только крупноузловая сборка иномарок. Это вопрос развития экономики и важнейших компетенций.

Судите сами. В 2010 году, до прихода на ВАЗ холдинга Renault-Nissan у завода было более 300 поставщиков комплектующих. Это только предприятия, которые поставляли запчасти на завод. Прибавьте смежников более низкого уровня, которые занимаются добычей и производством металла, производством стекла и т.п., и вы поймёте, сколько на самом деле людей работает в автопроме.

ДО ПРИХОДА ХОЛДИНГА RENAULT-NISSAN У ВАЗ БЫЛО БОЛЕЕ 300 ПОСТАВЩИКОВ КОМПЛЕКТУЮЩИХ. ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР/АГН «МОСКВА»

Отдельный вопрос — собственная инженерная школа и компетенции, которые необходимы в том числе армии. Если прекратить самим проектировать машины и разогнать инженеров, компетенции будут утрачены. Кстати, с приходом на ВАЗ Renault-Nissan это едва не произошло. Российские разработки новым собственникам были не нужны.

Iskra загорится не для всех

По итогам 2023 года «АвтоВАЗ» выпустил 374 077 автомобилей и продал 352 572 машины, почти вдвое больше результатов 2022-го. Самым востребованным оказался  Lada Granta. Его приобрели в количестве 206 116 единиц. Доля «АвтоВАЗа» на рынке новых автомобилей достигла 35%. К 2030 году Волжский автозавод намерен выпустить 12 новых моделей. К сожалению, в этом ряду нет проекта, который можно было бы назвать народныи автомобилем.

ПРЕЗИДЕНТ АО «АВТОВАЗ» МАКСИМ СОКОЛОВ ВО ВРЕМЯ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЁННОЙ ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В 2023 ГОДУ И ПЛАНАМ НА 2024 ГОД. ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ/АГН «МОСКВА»

Новая модель Lada Iskra (проект XJO) класса «B» вроде бы должна стать наследником именно дешёвой Granta. Но ВАЗ пошёл по традиционному пути — увеличения цены новой модели. Известно, что новинка будет стоить дороже Granta и дешевле Vesta. То есть дороже 1 млн рублей, скорее всего — 1,1–1,3 млн рублей.

Можно ли назвать автомобиль за такие деньги народным? Нет.

Каким должен быть народный автомобиль

О проблеме роста цен на машины и отсутствия народного автомобиля заговорили и политики. В Думе уже обсуждали, что России нужен нацпроект «Народный автомобиль». Депутаты считают, что это машина класса «В» с бензиновым двигателем объёмом около 1,5 литра, мощностью 100–120 лошадиных сил, с механической коробкой передач, большим клиренсом, двумя подушками безопасности, кондиционером, антиблокировочной системой (ABS), системой курсовой устойчивости (ESC) и навигацией «ЭРА-ГЛОНАСС».

Депутаты явно живут в параллельном мире, их проект нужно поправить. Согласиться можно только с большим клиренсом. Двигатель народного автомобиля вполне может быть мощностью от 80 лошадиных сил, главное — экономичность и неприхотливость. Нужно уменьшить расход топлива и увеличить ходовой ресурс — вот задача для русских инженеров. Тогда покупатель будет счастлив.

ABS в базе точно может отсутствовать, автор знает немало водителей, которые эту систему не любят и, даже если она в машине есть, отключают. И без ESC успешно обходится большинство водителей. Дурака-лихача электроника не спасает.

ДУРАКА-ЛИХАЧА НИКАКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА НЕ СПАСЁТ. ФОТО: МОБИЛЬНЫЙ РЕПОРТЁР/АГН «МОСКВА»

Народный — для семьи

«АвтоВАЗ» опубликовал собирательный образ его среднего покупателя в 2023 году. Это мужчина (75% продаж), 41 года, причём мужчина семейный (80% продаж). Так вот, русский труженик, который создаёт прибавочный продукт и кормит семью, покупает машину не на 2-3 года, а потом меняет в кредит, как ещё недавно хотели западные маркетологи. Для него машина не гламурный аксессуар.

Хозяйственный мужчина покупает её для удобства семьи и для работы, поэтому и служит машина от 5 лет и больше. И когда её продадут, она должна продолжать работать у нового владельца. Поэтому кузов у машины не должен гнить. При безаварийной езде он не должен требовать ремонта минимум 10 лет. Вот задача для русских производителей.

Пока у Granta начинает облетать покрытие порогов через 2-3 года. Через 5 лет начинается коррозия. Формально машина укладывается в гарантийные сроки по поводу сквозной коррозии, но всё равно это неправильно. К тому же производитель умеет делать хороший кузов — у Vesta таких проблем нет. Нужно так же производить машину экономкласса.

ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ, СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ РУССКИЙ МУЖЧИНА ПОКУПАЕТ МАШИНУ ДЛЯ СЕМЬИ И ДЛЯ РАБОТЫ, ПОЭТОМУ АВТОМОБИЛЬ ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ ОТ 5 ЛЕТ И БОЛЬШЕ. ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ/АГН «МОСКВА»

Народный автомобиль — старая история

В России было много попыток создать народный автомобиль. К сожалению, пока в нашей стране выгоднее такую машину не выпускать, а проектировать, автомобили остаются на бумаге и в демонстрационных моделях.

Последний пример — громкая история создания «Ё-мобиля» от Михаила Прохорова. Олигарх, сделавший деньги на приватизации промышленных активов СССР, решил создать «народный автомобиль». В 2010 году много говорили о будущем фантастическом русском автомобиле. Двигатель должен был работать на бензине и метане, расходуя 3,5 литра топлива благодаря электромотору. Машина с климат-контролем заявлялась по цене от 350 тысяч рублей. Принимались предварительные заявки, которых набралось более 200 тысяч штук. Цена постепенно росла, но люди продолжали мечтать.

Спустя несколько лет бизнесмен «продал» «проект» государству за условную цену в 1 евро. Якобы он отдал технологические разработки. Однако известно, что таким хитрым способом он избавился от огромных долгов, которые сделал, реализуя проект. Какие были «технологические разработки» и какова их судьба, неизвестно.

Авторынок России покоряли именно дешёвые машины

В автомобилестроении, как ни удивительно, самое важное и сложное — производство максимально дешёвого и качественного автомобиля. Для большинства. Кстати, Карлос Гон, глава Renault-Nissan, когда-то говорил, что самым сложным и любимым его проектом был именно Logan — максимально дешевый массовый автомобиль.

Что интересно, мировые автоконцерны, которые хотели всерьёз и надолго покорить наш рынок, не стремились ставить на конвейер сразу дорогие машины, приносящие большую прибыль, а начинали с производства дешёвых авто.

Hyundai-Kia начинал в 2002 году с выпуска недорогого Accent на заводе в Таганроге и собирал его до 2011 года. Уже потом нам предложили более дорогие Kia и Solaris. Наш рынок корейцы захватывали именно с Accent.

КОРЕЙСКИЙ КОНЦЕРН HYUNDAI-KIA НАЧИНАЛ В РОССИИ В 2002 ГОДУ С ВЫПУСКА НЕДОРОГОГО ACCENT. АВТОМОБИЛИ БОЛЕЕ ДОРОГОГО СЕГМЕНТА ПОЯВИЛИСЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ ПОЗДНЕЕ. ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЁВ/АГН «МОСКВА»

Ford пришел с Focus перового поколения, и американцы всячески подчёркивали, что это народный, доступный автомобиль. На пресс-конференции по случаю начала производства в России автор этого материала спросил представителей завода, как они рассчитывали цену для потребителя. Ответили прямо — она должна была быть на 10-15% выше, чем у вазовская «Приора». Американцы ориентировались на массового покупателя.

Наконец, Renault завоевывал авторынок России со знаменитым Logan. Создание этой машины — большая отдельная история. Достаточно сказать, что её проектировали с продажной ценой в 5 тысяч евро. Потом цена стала выше, но начинали с этой. Машину хотели реализовывать на рынках развивающихся стран и в России, а в итоге она стала очень популярна и в Европе. Цена везде главный аргумент. В России в итоге Renault получил «АвтоВАЗ», и если бы европейские политики не вмешались в экономику, французы никогда бы не ушли. Собственно, уходя, они оставили себе возможность вернуться…

Что с того: народный автомобиль открывает народный рынок

Реально в нашей стране осталось два российских производителя — «АвтоВАЗ» и УАЗ. УАЗ выпускает машины для узкого сегмента — большой внедорожник, который проезжает там, где даже ходить трудно. «Патриот» и стоит примерно 1,85 млн рублей, это совсем другая история.

По мысли депутатов, «народный автомобиль», упакованный практически полностью, должен стоить 500 тысяч рублей, что, конечно, утопия и популизм. Сейчас абсолютно пустая Granta стоит намного дороже. Задача — качество машины экономкласса должно расти, а цена не меняться.

На первый взгляд это уменьшает рентабельность производителя. Но, с другой стороны, можно хорошо заработать за счет объёмов. Согласно исследованию «Автостат Инфо», в России самый распространённый автомобиль — Lada 2107. Боевая классика! Стареньких Lada 2109 на дорогах 1 млн. Итого в России бегает более 2 миллионов 200 тысяч «семёрок» и «девяток» старше 20 лет, и их будут менять.

Ещё недавно была в моде логика: зачем делать самим, если проще купить и перепродать? Так было раньше. Но времена изменились. Нужно уметь самим.

ЯН НАЛИМОВ