1 февраля (19 января по церковному календарю) 1918 г. была опубликована анафема св. Патриарха Тихона большевикам – Послание «Смиренным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской». Смелое обличение преступных деяний «безбожных властелинов тьмы века сего» (за которое Патриарх мог поплатиться и жизнью) завершалось гневным решением, не допускающим иных толкований: «Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: измите злаго от вас самех (1 Кор. 5:13)».

В наше время получил распространение невежественный миф о том, что якобы Православная Церковь не принимала ничьей стороны в Гражданской войне. На самом деле это фактически прямая ложь и логический абсурд, поскольку большевики были безбожниками и врагами Христа, поэтому относиться к ним нейтрально Церковь не могла в принципе. Указанное послание Патриарха является каноническим церковным документом, положения которого не подлежит отмене ни в настоящем, ни в будущем, ни тем более в прошлом – они стали частью церковного Предания. А более поздние документы, например, знаменитая Декларация 1927 года митр. Сергия, опубликованная в газете «Известия», – это не канонический, а исключительно политический документ, целью которого была отчаянная попытка спасти Церковь и миллионы верующих от физического уничтожения безбожной властью. Поэтому ложью является и миф о некоем «сергианстве» в Церкви – никаких канонов митр. Сергий не нарушал. (Современным аналогом этого мифа является миф о некоем «царебожничестве», которого не существует в природе – оно существует только в фантазиях современных врагов Церкви).

Канонически анафеме предаются не формы политического устройства, а конкретные выразители безбожных идей, те, кто на деле творят беззакония. Слова январского «Послания» прямо говорили о сопротивлении: «Зовем всех вас верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей».

Ни в этом «Послании», ни в дальнейших актах, написанных св. Патриархом Тихоном, нет слов о «согласии и примирении». Напротив. Долг каждого православного – сопротивляться: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Словами Св. Апостола: “Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч?” (Рим. 8. 35.). А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей” (Мф 16:18)». Эти слова Патриаршего Послания и являются духовной основой Белого Движения.

В протоколах допросов Патриарха Тихона он сказал, что оказывал молитвенную поддержку Деникину и Колчаку. Благословление Патриарха Тихона в декабре 1918 г. «на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом России», «христианскую борьбу по спасению Православной Церкви и России» в полном соответствии с канонами было письменно преподано тогдашнему первому лицу Белого Движения – Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку, занявшему этот пост 18 ноября 1918 г. в Омске. Колчаку была передана фотокопия иконы свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца с ворот московской башни ворот Московского Кремля. Этот образ пострадал во время обстрелов 1917 года и тем не менее сохранилась как раз та часть иконы, где Николай Чудотворец держал в руках меч. Эта иконка была передана очень сложным путем, прошла через линию фронта.

В переданном от Патриарха Тихона благословляющем письме адмиралу Колчаку было, в частности, сказано: «Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа как Моё Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич – благословение – на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и является собой как бы показателем временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Колчак, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь я знаю, я чувствую, что самый сильный – меч духовный, который и будет непобедимой силой в Крестовом походе против чудовищного насилия!» (Князев В.В. Жизнь за всех и смерть за всех. – Джорданвилль, 1971. С. 20-23). На задней стороне Иконы была сделана надпись следующего содержания: «Провидением Божьим поставленный спасти и собрать опозоренную и разорённую Родину, прими от Православного града первой спасённой области дар сей – Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его Угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы. В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»

Исторические документы свидетельствуют о том, что благословения вождям Белого Движения и непосредственно войскам давались неоднократно многими иерархами Русской Православной Церкви, которые были на территории Белых правительств. Характерен пример священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского, причисленного позже к лику святых русских мучеников Русской Православной Церкви. Он был духовником адмирала Колчака, и сохранилось несколько писем, написанных владыкой к адмиралу. Характерно и то, что в Белой Сибири осенью 1919 года зарождается крестоносное движение, создаются дружины Святого Креста. Эти дружины Святого Креста должны были стать своего рода стержнем, вокруг которых образовались бы какие-то новые воинские формирования, основанные на духовном значении борьбы с большевизмом.

На Дальнем Востоке, где белая власть в лице генерала М.К. Дитерихса существовала до конца 1922 г., на Земском Соборе была провозглашена православно-монархическая идеология борьбы за Святую Русь. В нашей гражданской войне едва ли не впервые в истории воевали между собой воины Христа и легионы антихриста. И военная победа последних вследствие пассивности основной части народа – это страшный грех России, не меньший, чем убийство Царской семьи. Это грех до сих пор не только нераскаянный, но еще и не осознанный. Белыми двигала любовь к России и ненависть к ее врагам. Белыми двигала христианская совесть и православная вера. Белые были продолжателями подвигов св. Александра Невского св. Димитрия Донского, Минина и Пожарского. А красные творили дела антихриста.

Отчаянная попытка митр. Сергия с помощью Декларации 1927 г. спасти Церковь от физического уничтожения только лишь замедлила этот процесс, но не остановила. К 1939 году (до присоединения западных областей и Прибалтики) из более 50 тысяч дореволюционных храмов по всей стране осталось около ста (!). Мало кому известно, что 22 июня 1941 года могло стать знаковым в борьбе государства с Церковью: в этот день по постановлению Совнаркома безбожными властями должны были быть закрыты главный московский православный собор – Елоховский и последний действующий храм в Сергиевом Посаде – духовном центре России. Но именно 22 июня на страну обрушилась война, и об этих решениях Совнаркома уже никто не вспоминал. Последние храмы планировалось уничтожить именно в 1941 году – тем самым, очевидно, что от полного уничтожения Православную Церковь спасла именно война. Она стала не только Божией карой народу за цареубийство, предательство России в Гражданскую войну и рабство у большевиков, но и спасением для Церкви.

Автор: Виталий Даренский

Источник