Легенда отечественной кинематографии, знаменитая Ялтинской киностудия наконец получает мощного российского инвестора. И это вовсе не Никита Михалков, который до последнего надеялся стать «большим папой» самой солнечной съёмочной площадки России.

Сенсационную новость озвучила директор «Крымского киномедиацентра» Светлана Косарич. На пресс-конференции в Симферополе официально объявлено, что инвестор уже выбран и определен. Более того, готов полный пакет документов для передачи киностудии. Инвестору вручат эти документы в ближайшие дни.

Большой вопрос, о ком же речь? Г-жа Косарич ушла от конкретного ответа, ограничившись фразой «им стал один из крупных отечественных банков». Хотя осведомленные источники в правительстве республики практически единодушно называют одно и то же имя. Новым хозяином Ялтинской киностудии будет ПАО «Промсвязьбанк».

Напомним, ведущие банковские структуры России, в том числе Сбер, ВТБ и другие финансовые монстры до последнего отказывались заходить в Крым. По сути, игнорировали призыв Владимира Путина, прозвучавший после начала СВО. Весной 2022-го президент заявил, что отечественному бизнесу «теперь нечего бояться» для работы на территории этого российского региона. Тем не менее, столичные банкиры словно не услышали лидера страны. Якобы, боялись западных санкций. И тогда Путин дал прямое поручение Промсвязьбанку — открыть крымские филиалы.

ПАО «Промсвязьбанк» имеет 100%-е государственное участие. Терять нечего – активы ПСБ в юрисдикции Соединенных Штатов и Евросоюза были заморожены в первый же день спецоперации. Возможность заключать международные договоры резко ограничена. Ну а вскоре Просвязьбанк отключили от системы SWIFT.

Председатель этой кредитной организации Петр Фрадков сам находится под персональными санкциями ЕС и США. Вполне логично, что именно его Путин назначил «лично ответственным за крымский проект».

Президентское поручение было выполнено за считанные месяцы. Открывались расчетные счета крымских предпринимателей, пошла бесплатная доставка дебетовых, кредитных и пенсионных карт для простых крымчан. Накануне Дня Победы-2022 Фрадков сообщил, что по региону реализуются проекты на сумму 40 млрд рублей.

«Надеюсь, примеру ПСБ в скором времени последуют другие структуры», — говорил тогда Сергей Аксенов. Увы, с тех пор еще полтора года потребовалось, чтобы тот же Сбербанк решился появиться на крымских просторах.

Сегодня ялтинцы шутят, мол, нашу киностудию вручили Петру Михайловичу Фрадкову, словно орден на грудь. На самом деле, актив тяжелейший, крайне проблемный. Слишком много амбиций схлестнулось на сверхдорогой земле Поликуровского холма в столице курортного Южнобережья.

…Немного истории. Бархатный сезон 1911 года, закрытый показ в императорском Ливадийском дворце. Николай II с семьей стали первыми зрителями первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя», снятого в Ялте первой российской кинофабрикой «Ханжонков и Ко».

После Великой Отечественной здесь обосновался филиал Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького. Южная база Госкино СССР разместилась рядом с прежней фабрикой Ханжонкова, на склонах Поликуровского холма.

Каждое лето на этой площадке работали десятки творческих групп. Детские сказки, великая кинокомедия «Кавказская пленница», приключенческие «Сердца трех», советская фантастика «Москва — Кассиопея» и «Солярис», незабываемые «Человек-амфибия», «Остров сокровищ», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта» — список долгий. «Еще Сталин хотел в Крыму сделать второй Голливуд, — вспоминает режиссер Юрий Кара. — Практически все климатические зоны, можно снять что угодно. Я сам снимал тут Югославию, Испанию, Магадан, дачу Иосифа Виссарионовича и даже Марс».

Первый сокрушительный удар нанесла горбачевская перестройка. 1989 год, Ялта отделяется от киностудии им. Горького. Думали, себе больше достанется. По итогу, перерезали живительную творческую пуповину.

Украинская независимость стала кровавым безвременьем Южного берега. Дележ земли, мафиозные войны, бесконечная кровь, экономический коллапс. Летом 1996-го студию подмяла под себя Партия экономического возрождения Крыма. Это легальное название крупнейшей криминальной группировки «Сэйлем», специализировавшейся на рэкете и убийствах. «Бандиты решили заняться кинобизнесом и сильно удивлялись, почему заказчики к ним не шли», — грустно иронизировал начальник цеха комбинированных съемок Валерий Павлотос.

Незадолго до Крымской Весны местные бандюки успели сплавить козырные ялтинские участки двум братьям, основателям московского Национального космического банка Сергею и Андрею Аршиновым. Вскоре появилось совместное российско-украинское предприятие ООО «Розбудова-град», руководил которым некий киевлянин Александр Гавриш. Подельники намеревалось строить гостиничный комплекс.

Осенью 2014-го решением Госсовета РК землю Ялтинской киностудии вернули в собственность Крыма. Тогдашние владельцы – Гавриш и Аршинцевы — опротестовали депутатский вердикт. Республиканские власти проиграли несколько судов. Следом грянула очередная национализация, вновь оспоренная братьями-банкирами.

И пока где-то внизу деятели средней руки копошились в судебных исках, по-настоящему большие люди решали принципиальную задачу. Сразу после воссоединения Крыма с Россией собственный интерес к Ялтинской киностудии громко продекларировал глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. В отличие от симферопольского руководства он добивался, чтобы студия подчинялась напрямую федеральным структурам. Например, предложил тогда еще премьеру Дмитрию Медведеву и министру культуры Владимиру Мединскому создать на Поликуровском холме молодежный экспериментальный центр «Дебют» и проводить свой кинофестиваль «Святая Анна»

Под занавес 2016 года, заручившись поддержкой первых лиц страны, глава Союза кинематографистов начал переговоры со спикером крымского парламента Владимиром Константиновым и Сергеем Аксеновым. Тема — передача активов киностудии в госсобственность. Прежде всего, Михалков имел ввиду 15 гектаров студийной земли рыночной стоимостью $40–45 млн.

«Никита Сергеевич ничего не станет покупать, он все получит даром», — цитировали СМИ серьезного крымского девелопера, безуспешно пытавшегося приобрести эти «золотые» участки.

Проект реконструкции Ялтинской киностудии действительно был представлен на Президентском совете. Тогда же озвучили цену вопроса — минимум 70 миллионов долларов. Например, на ЮБК обещали возвести съемочные павильоны, плюс гостиничный комплекс для кинематографистов с двумя бассейнами, «чтобы обеспечить высокое качество обслуживания работников киноиндустрии». Рядом планировался центр михалковского фестиваля «Евразийский мост» и филиал московского Музея истории кино.

«Студия должна стала некой Меккой, неким полигоном для молодой режиссуры, центром молодого кино России, — пророчил Михалков. – Не только дебюты, уверяю вас, на мощной аппаратуре в Ялте можно ежегодно снимать не менее 50-70 картин. Очень простой резон и принципиально важный момент — самое большое количество солнечных дней. В Крыму нельзя снимать Нью-Йорк, но все остальное можно».

Еще через три года Никита Михалков вновь громко сообщил, что новый план восстановления Ялтинской киностудии готов для личной презентации президенту России. Мэтр национальной режиссуры вовсе не казался утомленным крымским солнцем. С тех пор как бы не было сомнений, кто из федеральных персон возглавит киношную Ялту.

Вопросы появились буквально несколько дней назад. Аксенов выступил с пространным январским спичем, типа «поддерживать кинопроизводство на полуострове готовы сами власти Крыма», а на базе Ялтинской киностудии «можно реализовать инвестиционные проекты для обучения в сфере кино».

Не прошло и недели, как официальный Симферополь стремительно определился с главным инвестором. Даже успел собрать для него весь пакет необходимой документации. Комментариев от Михалкова пока нет.

Илья Сергеев